Круговая поездка в скит св. Анастасии, Качи-Кальон, Тепе-Кермен, Чуфут-Кале и Успенский монастырь.

← Предыдущая главаСледующая глава →

Из Успенского монастыря в Чуфут-Кале проехать нельзя, поэтому при проезде во все перечисленные места удобнее совершить экскурсию в обратном порядке.

Поездка требует целого дня. Фаэтон можно нанять, смотря по числу едущих, за 6-9 рублей. Провизию следует взять с собой, так как в двух попутных местах — Чуфут-Кале и в ските св. Анастасии — можно достать только чай, хлеб, молоко и, не всегда, яйца.

Дорога идет через Азис. В этом предместье есть древнее кладбище и старинная мечеть, в которой происходят молитвы дервишей. Выйдя из города, дорога постепенно сворачивает к долине реки Качи. Благодаря известковой почве окрестностей Бахчисарая, в бездождливое время здесь бывает сильнейшая пыль.

Азис.
Азис.

Долина реки Качи покрыта непрерывными садами, стелящимися в лощине, лежащей вправо от дороги. Над садами высятся каменные громады скал. По левую сторону дороги рисуются скалы самой причудливой формы. За мельницей Кош-Дермен на левой стороне дороги, у ската горы, стоит столпообразная скала, отделенная от своего основания и как бы чуть-чуть на нем держащаяся. Скалу эту татары называют Вай-вай-анамкая. Несколько далее по дороге расположена другая скала Хорма-балам-кая, напоминающая сидящую на престоле колоссальную женщину. Татары называют первую скалу дочерью второй и рассказывают о них разные легенды. Вот одна из них:

«Грозный владетель окрестной страны, Топал-бей, похитил у соседа Кемал-мурзы красавицу жену и красавицу падчерицу. Он долго держал их в своем серале, но пленницы оставались непреклонны. Разгневанный Топал-бей велел замуровать их в скалу. Прошел год. В Качи-Кальоне явились две каменные фигуры; из одной показывалась иногда необыкновенная красавица с золотым сосудом в руках. Топал-бей узнал гордую падчерицу и в безумной ярости велел повалить каменную фигуру. Собрали всех лошадей и волов и припрягли к утесу, таившему в себе красавицу. Тогда из недр его раздался испуганный голос: «Ай-ай, мама!» (Вай-вай, авам кая!). Но из другого утеса послышался успокоительный ответ: «Не бойся, дитя!» (Хорма-балам-кая), и в тот же миг окаменели лошади, волы и возницы, обратившиеся в сплошную массу соседних скал.

Когда, отъехав далее, вы обернетесь, то вторая скала представится вам уже похожей на брошенного на спину медведя, грызомого большой собакой, ухватившей его за грудь.

Вай-Вай-Анам-Кая.
Вай-Вай-Анам-Кая.

На 8-ой версте от Бахчисарая находится скит св. Анастасии, приписанный к Успенскому монастырю. Здесь есть небольшая церковь во имя «св. Анастасии узорешительницы». При ней живет иеромонах и несколько человек братии, занимающихся сельским хозяйством. Есть маленькая гостиница.

В скалах, над церковью, находится пещерный город Качи-Кальон.

Восхождение на скалы очень трудно, по узкой и часто осыпающейся дорожке.

Пещерный город устроен в отдельных скалах и камнях. Пещер множество, и они образуют несколько этажей, сообщающихся одни с другими. Здесь были устроены галереи, лестницы, переходы, мостики и как бы улицы между пещер, вырубленные в цельной скале.

Наверху в скале, в верхнем этаже пещерного города, выдолбленном полукругом в 110 шагов, находится древний источник св. Анастасии, вода которого почитается целебной. Сюда приходят на поклонение не только христиане, но и татары.

В пещерах устроены большие лежанки; обширные и глубокие пещеры освещаются окнами.

О происхождении пещерных городов в Крыму существовало мнение, будто они были высечены христианами, которые, скрываясь от преследований, жили здесь и совершали богослужение. Мнение это сменилось другой, крайне преувеличенной гипотезой о киммерийском, тавро-скифском или вообще доисторическом происхождении пещер и городов. На самом деле крымские пещерные города обязаны своим возникновением прежде всего естественным условиям горных ущелий в южной части полуострова: существованию в отдельных скалах пещер, которыми после большей или меньшей обработки пользовались во всякое время, начиная от примитивного состояния культуры до времен завоевания Крыма русскими, и затем — удобству расположения этих жилищ вблизи от плодородных долин. Сарматы или иное иранское племя, пришедшее в Крым от гор кавказских, около времени Р.Х. пользовались этими пещерами как могилами, а христианские общины в свою очередь воспользовались существованием обширных пещер, чтобы, в большей или меньшей степени видоизменив их, устраивать церкви для богослужения и равным образом утилизировать в качестве усыпальниц. К этому последнем назначению следует отнести, по-видимому, большинство крымских христианских крипт. Эпоха процветания этого обычая относится, по многим признакам, к XI-XII столетиям.

Из Качи-Кальона дорога идет вверх по реке Каче. Дорога обходит с юга скалы Качи-Кальона, с этой стороны долины более широкие, представляющие менее причудливую по форме, но еще более крутую громаду. По правую сторону дороги непрерывный ряд садов. В жаркое время Кача почти пересыхает, и дорога идет вдоль каменистого наноса реки. Неподалеку дер. Шуры дорога покидает русло реки Качи, сворачивает на север и меловому грунту медленно поднимается к горе Тепе-Кермен. (Холм, курган-крепость)

Тепе-Кермен стоит отдельно в долине и имеет коническую форму с плоской вершиной, поднимающейся на 1778 футов над морем и около 800 футов над соседними долинами. Верхняя часть горы, обрывающаяся отвесно, вся пробита пещерами в несколько этажей, подобно голубятне.

Тепе-Кермен.
Тепе-Кермен.

Экипаж останавливается, не доезжая версту до подножия горы: эту часть дороги можно сделать верхом, а на самую гору есть только пешеходная тропа. Пещеры расположены к северу; между ними есть довольно просторные, шагов по 8 в ширину, но они не так высоки, чтобы взрослому человеку можно было стоять в них прямо. Есть немало таких, к которым нужно спускаться с верха горы, между тем как они отверстиями обращены к яру, состоя в связи с другими пещерами. Входные отверстия в пещеры заросли травой и кустарником, и, так как при ходьбе можно не заметить их, то на площадке горы следует ходить осторожно.

В Тепе-Кермене также устроены улицы, галереи, лестницы и пр. Внутри пещер можно усмотреть нечто вроде скамеек и лежанок.

Есть остатки нескольких церквей. Один храм находится в первой большой пещере. В ней видны два углубления в скале, где были высечены образа, теперь истертые. Другую маленькую церковь можно усмотреть в верхней части пещер над страшным обрывом; в ней сохранились остатки алтаря и несколько колонн. Третья большая церковь, на ¾ разрушенная, находится на площадке горы. Церковь была сложена из камня без извести. Всего этажей в Тепе-Кермене насчитывается 18, а всего комнат — из них многие совсем разрушены — до 10 тысяч.

За Тепе-Керменом, на расстоянии 4 верст, находится Чуфут-Кале.

Чуфут-Кале.
Чуфут-Кале.

Дорога проходит мимо Иосафатовой Долины, древнего караимского кладбища, осененного многовековыми деревьями. Кладбище покрыто многочисленными гробницами караимов.

Гробницы Иосафатовой долины состоят из мраморных плит и из простых хорошо отесанных камней; большая часть гробниц покрыта надписями на древнееврейском языке, из них некоторые восходят до X, IX и даже VIII столетия.

Громадная возвышенность Чуфут-Кале имеет продолговато-круглую форму, окаймлена у вершины массой известняка, составляющего почву всей его вершины и имеет в высоту 2.000 футов над уровнем моря, в длину ½ версты и в ширину около 1/3 версты; глубокие овраги отделяют ее от соседних гор.

Крепость Чуфут-Кале (иудейская крепость) устроена на этой отдельно стоящей обрывистой скале. Она была окружена со всех сторон крепкими стенами, имеет еще теперь двое массивных железных ворот и только одну дорогу, прорубленную по скале и ведущую к входным воротам крепости. Скала под крепостью изрезана также несколькими десятками пещер, от которых лестница, высеченная в скале, ведет в крепость.

В татарскую эпоху, а также гораздо раньше, в Чуфут-Кале жили караимы. Относительно происхождения караимов достоверных сведений не имеется; они исповедуют Иудейскую религию в первоначальном ее виде, т.е. придерживаются книг Ветхого завета и не признают талмуда и прочих книг, почитаемых евреями. (Кара — писание, т.е. Св. Писание. Говорят, от этого слова и произошло название караимов). Между прочим существует предположение, что караимы — потомки хазар, принявших иудейство. Тюркское происхождение караимов доказывается многими пишущими о них. Как доказательство, слово «караим» производят от тюркских слов кара-иман, т.е. черная вера; в этом слышится осуждение тем, кто изменил верованиям племени, принял чуждое иудейство. Крымские караимы хотя умеют читать по древне-еврейски, но в разговорной речи усвоили себе татарский язык и пишут еврейскими буквами на татарском наречии. Еще в первой половине XIX ст. они населяли Чуфут-Кале, но затем постепенно переселились в другие крымские города.

Почти в центре Чуфут-Кале находится замечательное строение в мавританском стиле. Это еще хорошо сохранившийся мавзолей-тюрбе, воздвигнутый, как гласит надпись на нем, в 1437 г. Тохтамыш-ханом над прахом дочери совей Ненкеджан-ханым. Мавзолей украшен изящным портиком и состоит из двух сводов, помещенных один над другим. На гробнице есть надпись, в которой высечено: «это гробница знаменитой государыни, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года» (1437 по Р. Х.). Потом на карнизе входа в гробницу две следующие надписи:

1) «Мухаммед (да будет с ним мир!) сказал: этот мир есть жилище суеты: будущая же жизнь вечна. Да будет прославлен тот, кто вечно велик и милостив к своим рабам смертным и тленным»;

2) «Мухаммед (да будет с ним мир!) сказал: эта жизнь есть нива для будущей жизни. Еще он сказал: настоящая жизнь есть час: употребляйте его на служение Богу. Еще он сказал: спешите молиться и покаяться прежде смерти».

Об этой Ненкеджан-ханым рассказывают различные легенды. Исторических данных ни о ней, ни о ее отце Тохтамыш-хане не имеется.

Чуфут-Кале. Крепостная стена.
Чуфут-Кале. Крепостная стена.

Чуфут-Кале производит на современного посетителя поразительное впечатление: путник ходит по совершенно мертвому городу, улицы вымерли, дома разрушены и стоят теперь без крыш, окон и дверей; под ногами колоссальные камни, отполированные ногами десятков поколений.

Неподалеку от ворот, вправо, имеется небольшое подземелье. Проводник скажет вам, что здесь в ханские времена была тюрьма, служившая местом заключения государственных преступников. Говорят, здесь томился 20 лет (1660-1680) боярин В.Б. Шереметьев, а также князь Андрей Ромодановский и польский гетман Потоцкий. В подземелье легко спуститься. Оно расположено над обрывом. В наружной стене его есть окно, откуда простирается красивый, не лишенный таинственности, вид на узкую и очень глубокую долину, примыкающую к скале.

В Чуфут-Кале сохранились 2 караимских синагоги, из них одна очень древняя. В последней найден был самый старинный из всех известных свитков Торы (Пятикнижия), приобретенный впоследствии Императорской публичной библиотекой. Внутри каждый храм представляет собой просторный зал в два света, устланный коврами. С потолка спускаются несколько люстр старинной работы, алтарь украшен шелком и парчой, на которых вышиты слова из Священного Писания.

Кроме того, путешественники осматривают дом покойного караимского ученого А. Фирковича. Вид из окон этого дома очень красивый: внизу между скалами тянется «Иосафатова долина», левее — караимское кладбище.

Смотритель караимской синагоги показывает пергаментные списки, а также дары русских императоров и книгу для записей посетителей, которая испещрена целым рядом исторических имен. У смотрителя можно получить самовар, хлеб, молоко, яйца и проч.

В 1896 г. караимами сооружено в Чуфут-Кале специальное здание для почетных гостей. Дом этот построен в восточном стиле на самом краю обрыва над Иосафатовой долиной. С обширной террасы его открывается красивый вид.

До XVII ст. Чуфут-Кале был известен под именем Киркера, Кыркора и т.д. Слово кирк значит сорок и вообще множество. Но кем и когда была устроена крепость — неизвестно. Известно лишь, что некоторые из ханов запирались на неприступных твердынях Чуфут-Кале от своих врагов; известно также, что до перенесения столицы из Старого Крыма в Бахчисарай Кыркор служил временной резиденцией ханов.

Из Чуфут-Кале можно спустить пешком по каменной тропе в сад Успенского монастыря, описанного выше, откуда до центра Бахчисарая не более версты. Экипаж объедет кругом и выедет к туристам навстречу, если они не пожелают совсем отпустить его и пройти в Бахчисарай пешком.

← Предыдущая главаСледующая глава →

Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях