(1806-1854) Контр-адмирал российского флота, один из организаторов обороны Севастополя 1854-1855 годов.
Владимир Алексеевич Корнилов родился 1 (13) февраля 1806 года в одной из деревень Ржевского или Старицкого уезда Тверской губернии, принадлежавших родителям. Отец будущего флотоводца после многолетней службы на флоте решил отличиться на гражданском поприще и некоторое время занимал пост губернатора Тобольска.
Весной 1821 года 15-летний Корнилов поступил в Петербургский Морской кадетский корпус, откуда спустя два года, выпустился в чине мичмана и начал служить на Балтике. Это время запомнилось В. Корнилову выходом в кругосветное путешествие, которое едва не закончилось трагически. Шлюп «Смирный», на котором находился мичман, вышел в море в конце сентября 1824 года, попал в жуткий шторм и чудом не утонул. С огромным риском команда добралась до норвежского города Арендаль, перезимовала и вернулась на поврежденном корабле домой.
Перевод из Кронштадта в гвардейский экипаж Петербурга восторга у В. Корнилова не вызвал: российский флот Александра I находился в упадке, и это было особенно заметно тем, кто служил в столице. Прилив энтузиазма мичман испытал, узнав о его назначении на линейный корабль «Азов», которым командовал капитан I ранга М.П. Лазарев, открыватель Антарктиды, талантливый организатор флота. Вместе с Корниловым на «Азов» пришли лейтенант П. С. Нахимов и гардемарин В.И. Истомин. Все они впоследствии отличатся в Севастополе, а пока им предстояло принять боевое крещение в Наваринском сражении.
Этот знаменитый морской бой произошел 8 (20) октября 1827 года. По возвращении на Балтику с победой Михаил Лазарев дал характеристику каждому командиру «Азова». О Владимире Корнилове Михаил Петрович сказал так: «Весьма деятельный и по познаниям своим искусный морской офицер, которому с надеждою можно доверить командование хорошим военным судном».
В 1833 году Корнилов сменил Балтику на Черное море, прибыв в распоряжение все того же М.П. Лазарева, теперь командовавшего Черноморским флотом. Почти тотчас лейтенант Корнилов отбыл к турецким берегам, получив задание обследовать и нанести на карту побережье пролива Дарданеллы. Затем он, командуя бригом «Фемистокл», совершил плавание к берегам Греции, позже его корабль крейсировал в районе Турции, а в 1835 году В. Корнилов вдоволь поплавал в Средиземном, Ионическом и Адриатическом морях, изучая местные условия с точки зрения военного моряка. В июле 1835 года, будучи уже опытным офицером, со знаменитым художником Карлом Брюловым на борту (встретились по пути из Греции) Владимир Алексеевич вернулся к родным берегам. А в июне 1841 года капитан-лейтенант Корнилов принял в Николаеве свой первый линейный корабль «Двенадцать апостолов», только что спущенный на воду.
Вообще главной задачей В. Корнилова в 1836-1842 годах был контроль за строительством новых кораблей Черноморского флота. Тем не менее, как боевой офицер, Владимир Алексеевич успевал участвовать во всякого рода, как в то время выражались, кампаниях, то есть боевых действиях, в частности, на Кавказе. Особенно отличился Корнилов при высадке в 1840 году десанта в районе Туапсе, после чего был представлен к званию капитана первого ранга. В это время Владимир Алексеевич исполнял должность начальника Штаба Черноморского флота.
Размышляя о будущем морских сил России, В. Корнилов одним из первых поддержал идею перехода на паровые корабли. Впервые суда с паровыми машинами появились на флоте Англии, США, Франции и России в 1807-1815 гг. И если на Балтике ввод новой техники особых проблем не вызывал, то на Черном море, ввиду удаленности Крыма от крупных промышленных центров, этот процесс мог затянуться на долгие десятилетия.
Корнилов, как страстный поклонник «железных кораблей», был назначен ответственным за подготовку экипажа и эксплуатацию одного из первых пароходо-фрегатов «Бессарабия» (самым первым черноморским пароходом был, построенный в 1838 г., «Инкерман»). По-иному, интересно и необычно, пошла у Корнилова служба после 1846 года, когда его решили командировать в Англию, где, по заказу России, начали строить мощный, 120-пушечный пароходо-фрегат «Владимир». Именно этот корабль во время первого в мире сражения паровых кораблей одержит 5 (17) ноября 1853 г. победу над турецким «Перваз-Бахри». Конечно же, в первую очередь это явилось заслугой команды, в подготовке которой участвовал и Владимир Алексеевич.
Из Лондона капитан первого ранга Корнилов вывел новый корабль в середине сентября 1848 года и через месяц «Владимир» пришвартовался у родных причалов. Вскоре сослуживцы поздравляли своего товарища с присвоением ему звания контр-адмирала. Через год нашелся очередной повод для торжеств: исполнилось 25 лет службы В. Корнилова на флоте. Свыше 17 лет из них, а это 212 месяцев, Владимир Алексеевич провел непосредственно в море.
1 (13) сентября 1854 года к берегам Крыма проследовала англо-франко-турецкая эскадра в составе 89 боевых кораблей и 300 транспортных судов с 62-тысячным десантом на борту. Высадившись на следующий день южнее Евпатории, неприятель двинулся в сторону Севастополя. 8 (20) сентября 1854 года состоялось кровопролитное сражение на реке Альме, после которого русские войска отступили к Севастополю: Восточная война превратилась в Крымскую.
Адмирал Корнилов предложил на Военном совете выйти имеющимися силами флота в море и дать неприятелю сражение. Однако состояние черноморских кораблей, явно уступавших эскадре англичан, не давало надежд на успех: сражение флотов могло завершиться повторением Альмы на море. В то же время нельзя было допустить чужеземные корабли в Севастопольскую бухту. Поэтому, по предложению капитана первого ранга А.А. Зарина, командующего 29-м флотским экипажем, и по приказу П.С. Нахимова, в середине сентября 1854 года поперек входа в Севастопольскую бухту была затоплена первая группа кораблей, уже отслуживших свой срок (в общей сложности корабли здесь затапливались трижды). Их команды влились в ряды защитников города. В. Корнилов взял на себя командование Северной, а П. Нахимов — Южной стороной Севастополя. Тем временем противник изменил свои планы и решил подбираться к городу не с севера, а с юга. Адмиралам пришлось совместными усилиями организовывать оборону города, причем руководящая роль как бы сама собой выпала на долю В. А. Корнилова — начальника штаба флота. Сухопутное командование в это время практически бездействовало.
Продумав порядок распределения сил и средств базы флота, Владимир Алексеевич решил построить три линии обороны. Инженерное обеспечение войск поручили полковнику Э. И. Тот— лебену, который и предложил создать в городе несколько мощных, хорошо укрепленных бастионов. Англо-французы начали обстреливать город из орудий разного калибра. Первый такой артналет неприятель предпринял 5 (17) октября 1854 года. Корнилов и Нахимов с утра были на позициях. Проверяя их состояние, Владимир Алексеевич добрался до Малахова кургана — ключевого пункта в обороне города. Здесь в 11.30 пополудни и произошла трагедия: одно из ядер смертельно ранило адмирала...
Очевидец события вспоминал: «Вечером 6 октября были похороны Корнилова. Плакали не только офицеры... плакали и чужие, плакали угрюмые матросы и те, кому слеза была незнакома с пеленок. По всем бастионам передавали последние слова [адмирала], обращенные к защитникам города: «Отстаивайте же Севастополь!..». Бастион на Малаховом кургане теперь называли Корниловским. На месте гибели Владимира Алексеевича был выложен крест из восемнадцати пушечных ядер; в 1904 году их закрепили на гранитной плите.
В 1895 году рядом с мемориальным местом установили монументальный памятник, исполненный скульптором, академиком И.Н. Шредером при участии художника А.А. Бильдерлинга. В годы временной фашистской оккупации Севастополя этот памятник был разрушен.
В дни празднования 200-летия основания города русской славы, 7 сентября 1983 года на прежнем месте был установлен новый, аналогичный прежнему, памятник В.А. Корнилову. Его авторы — скульптор М. Вронский, лауреат Государственной премии СССР, и архитектор В. Гнездилов, лауреат Государственной премии Украины им. Шевченко.
Похоронен В. Корнилов в усыпальнице русских адмиралов в основании Владимирского собора на Городском холме города-героя Севастополя.
Источник: Сухоруков В. Н. Биографический словарь Крыма. Книга первая — Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. — 528 с, илл.
Фото: megabook.ru
Комментарии
Список комментариев пуст
Оставьте свой комментарий