Кондараки Василий Христофорович

(1834-1886) Известный крымовед, этнограф, просветитель, неутомимый собиратель и обработчик преданий, сказок и легенд разных народов Крыма.

 

В.Х. Кондараки. "Исторические картины Тавриды"
В.Х. Кондараки. "Исторические картины Тавриды"

В дни празднования 50-летия научной деятельности академика Н.П. Кондакова петербургская газета «Современное слово» сообщала 11 октября 1916 года: «Никодим Павлович первый действительно понял тесную вековую связь русского художественного творчества с греческим миром и востоком. Он поистине может считаться творцом научной истории византийского искусства... Но, работая над Византией, Никодим Павлович ни на миг не забывал о России. Вряд ли кто так детально знает художественную Россию как он: русский север, Новгород, Москва, Киев, Крым и Кавказ в одинаковой степени знакомы и близки ему».

Никодим Павлович Кондаков родился 1 (13) ноября 1844 года в селе Халань Новооскольского уезда Курской губернии в семье бывшего крепостного крестьянина, выбившегося затем в купцы 3-й гильдии. Образование получил в Москве: вначале приходская школа, затем гимназия и историко-филологический факультет Московского университета. В 1867 году был избран членом Московского археологического общества.

В 1870 году Никодим Павлович поселился в Одессе, став приват-доцентом местного Новороссийского университета. Здесь он создал первый в России музей античных слепков. В 1876-м Н. Кондаков блестяще защитил докторскую диссертацию на тему «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей». Работа явилась итогом кропотливого научного поиска, которым ученый-византивист занимался параллельно с педагогической деятельностью.

В диссертации, позволившей Н.П. Кондакову стать профессором университета в Одессе, дается обзор различных видов прикладного искусства, которым славились на весь мир умельцы и художники византийской империи. Это монументальные мозаики греческих христианских храмов в Равенне, Венеции, городах южной Италии и Сицилии, в Константинополе и Со-луни; это также ювелирное и металлопроизводство, потрясающие эмали, изделия из слоновой кости, необыкновенной тонкости и сложности шитье по ткани и т.д.

Никодим же Павлович объектом своих исследований избрал картины-миниатюры и изображения Евангелистов из рукописных церковных книг. При этом ученый не ограничил себя конкретными временными рамками, а провел исследование в пределах универсального хронологического ряда: от зарождения Византийской империи до периода ее упадка.

Никодим Павлович выделил несколько периодов в развитии искусства миниатюр и иконографии, которые, фактически, соответствуют нынешней периодизации истории Византии в целом. Большой заслугой автора стало введение в оборот многих базовых определений, например, «Лицевое евангелие». В работе также говорится о совершенно ужасных «малеваниях, поражающих уродством композиции и бесхарактерностью одного типа, круглолицего, с русою бородкой и локонами», который якобы являлся ...Александром Македонским. Во всяком случае, такие иллюстрации Н.П. Кондаков нашел в рукописном «Житии Александра Македонского», в библиотеке греческой церкви в Венеции (Италия). Больше всего ученого удивило в этом то, что каким-то необъяснимым образом эта манера иллюстрирования «почти не отличается от наших [русских] распространенных лубочных картин, с детским ландшафтом зеленых гор без растительности». Это был явно период упадка, датированный XIV веком.

Докторская диссертация Н.П. Кондакова имела международное научное значение и спустя 10 лет после ее защиты в 1886 года, была издана в Париже на французском языке. Кроме этой работы, Никодим Павлович опубликовал за время работы в Одессе труды о древней архитектуре Грузии, о мозаиках Константинополя и т.д. В 1876 году ученого избрали членом Русского археологического общества, в котором он состоял до 1891 года.

В 1888 году Никодим Павлович переехал в Петербург, где возглавил в университете кафедру истории искусств, и одновременно руководил отделением средних веков и эпохи Возрождения музея Эрмитаж. В этот период научной деятельности Н.П. Кондакова выходят его фундаментальные работы «Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода» (1896 год), «Русские древности в памятниках искусства» (1889-1897 гг. совместно с И. И. Толстым), «Памятники христианского искусства на Афоне» (1902 год). В 1889 году Никодима Павловича избрали действительным членом (академиком) Петербургской Академии наук. За время педагогической деятельности ученый оказал влияние на многих археологов и историков древнего искусства, в частности М.И. Ростовцева, С.С. Жебелева, Н. Окунева, В. Мясоедова и других. Никодим Павлович стал одним из организаторов Русского Археологического института в Константинополе. К началу XX века Н.П. Кондакова знали как ученого, поставившего в мировой науке проблему генетического родства искусства Западной Европы, Византии и Востока.

Как член археологического общества, Никодим Павлович руководил раскопками в Керчи, (Пантикапей и Нимфей), Севастополе (Херсонес), на Таманском полуострове. В течение 1867-1914 гг. ученый регулярно выезжал на обследование памятников (в том числе памятников искусства) в Крыму, Грузии, на Тамани и за рубежом. До Октябрьской революции Н.П. Кондаков завершил создание таких крупнейших на то время монографий как «Иконография господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа», «Иконография Богоматери» (третий том этого труда в 1925 году был куплен Ватиканом) и «Русская икона». Исследования по русской иконографии ученый издавал в Петербурге, а работал над этими темами в Крыму. В Ялте у Никодима Павловича был дом (бывшая улица Церковная, 2), в котором он проводил летние месяцы. А под Алуштой, в Профессорском уголке, ученый владел одной из дач. Имя ученого было настолько авторитетным, что он избирался депутатом Ялтинской городской думы и принимал участие в решении различных проблем южнобережного города-курорта. С конца XIX века ученый тесно подружился с А.П. Чеховым, построившим в Ялте дом, и постоянно общался с поселившимся после 1890 года в Ялте военным инженером, археологом, нумизматом А.Л. Бертье-Делагардом.

Свои профессиональные знания по истории искусства Никодим Павлович вложил и в южнобережную архитектуру. Общественная деятельность в городской Думе сблизила ученого с еще одной известной на ЮБК личностью — архитектором Н.П. Красновым. Ученый высоко оценивал талант своего коллеги-депутата и рекомендовал в 1899 году включить Николая Петровича Краснова в состав научно-художественной комиссии по составлению проекта реставрации бывшего Ханского дворца в Бахчисарае.

Председателем комиссии царь назначил Великого князя Петра Николаевича, своего двоюродного дядю. Именно для него Н.П. Краснов проектировал одно из своих лучших крымских зданий — дворец «Дюльбер» в Мисхоре под Ялтой. А рекомендовал архитектора Великому князю все тот же Никодим Павлович Кондаков. Он же выступил в печати с профессиональной, искусствоведческой статьей о достоинствах этого архитектурного шедевра.

Вот что писал академик: «Орнаментация Дюльбера очень проста и ограничивается резными наличниками дверей и окон, плафонами, балюстрадами, мушарабиями (балкончиками с ажурной решеткой. — Авт.)... Но самое интересное художественно-промышленное нововведение состоит в разделе панелей гипсовыми отливками, воспроизводящими фаянсы [Востока]». Никодим Павлович отмечал, что внутри дворца все «полно европейского комфорта. Но так как главные декоративные части: террасы, плоские крыши, покрытия куполов, форма окон и дверей... напоминают сарацинские здания Египта и Сирии, то можно было бы без особой погрешности назвать дворец «арабским» или, вернее, сарацинским». (Ныне такой стиль принято называть мавританским). Эта характеристика дворца «Дюльбер» — еще одно свидетельство того, насколько глубоко Н.Кондаков знал искусство не только Европы, но и Востока.

В апреле 1917 года, после Февральской революции, Никодим Павлович выехал из Петербурга в Одессу, затем некоторое время жил в Ялте, заканчивая работу над монографией «Русская икона», и в сентябре 1918 года вновь вернулся в Одессу. Здесь ученый продолжил чтение лекций в университете и вошел в состав редколлегии местной газеты «Южное слово». Из Одессы Н.П. Кондаков 8 февраля 1920 года выехал за рубеж.

Вначале академик обосновался в столице Болгарии Софии, затем переехал в Прагу (Чехия). Здесь, в Карловом университете, Никодим Павлович читал уникальный курс «О роли восточно-европейских славян и кочевых народностей в истории образования общеевропейской культуры». К этому времени академик Н. П. Кондаков имел дипломы более чем 50 научных обществ, университетов и академий различных стран мира.

Там же, в Праге, посмертно вышли последние работы Н.П. Кондакова «Русская икона» в 4-х томах, 1928-1933 гг. (в 1927 году в Лондоне опубликована на английском языке) и «Воспоминания и думы» в 1927 году.

Умер ученый в Праге 17 февраля 1925 года.

 

 

Источник: Сухоруков В. Н. Биографический словарь Крыма. Книга первая — Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. — 528 с, илл.

Фото: twirpx.com

 

 


Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях