(1881-1920) Первый летчик, первый инструктор военных летчиков, первый воздушный рекордсмен России.
Одна из самых известных личностей в мировом самолетостроении начала XX века, Анри Фарман, буквально боготворил этого человека. После того, как М. Ефимов прошел в его школе первичную авиаподготовку и сразу же начал устанавливать мировые рекорды, французский конструктор и предприниматель лично сопровождал Михаила из Парижа в Одессу, где проживал в то время М. Ефимов. В пути А. Фарман пытался уговорить Михаила вернуться во Францию и стать испытателем на его авиазаводе. Но М. Ефимов остался непреклонен: Родину не покину!
Михаил Никифорович Ефимов родился 1 (13) ноября 1881 года в семье слесаря, жившего на окраине российского города Смоленска. Несмотря на постоянную нужду, родителям и братьям удалось обеспечить Михаилу обучение в ремесленном училище. Подросток учился прилежно, схватывая трудовые навыки, что называется, на лету. Но вскоре отец и старший брат остались без работы, и в поисках средств к существованию семья в 1891 году перебралась в Одессу.
Здесь и пригодились юному М. Ефимову его знания, полученные в смоленском училище.
Когда стало ясно, что без работы он теперь не останется, Михаил занялся спортом. В самом начале XX века его привлекла тяжелая атлетика — гири и борьба быстро вошли в России в моду благодаря мировой славе богатыря Ивана Поддубного.
Вскоре Михаил меняет гири на велосипед и мотоцикл. Последнее увлечение более всего соответствовало раннему интересу М. Ефимова к технике. С помощью знакомого моториста спортсмен реконструировал мотор своего мотоцикла и начал регулярно выигрывать состязания вначале у гонщиков-земляков, а затем и у заезжих иностранцев, частенько посещавших Одессу. Казалось бы — чего еще желать простому электрику! Но вот однажды Михаил оказался на заседании местного аэроклуба, одним из организаторов которого был известный на юге России банкир Артур Анатра.
Это событие, знаковое для дальнейшей судьбы 28-летнего М. Ефимова, произошло в 1909 году. До этого Михаил буквально «проглатывал» все публикации, в том числе статьи профессора Н.Е. Жуковского, о воздухоплавании и авиации. Именно по инициативе Николая Егоровича в Москве, на Ходынском поле, в 1909 году открылось Всероссийское Общество воздухоплавания.
Но Москва была далеко, да и вступить в члены Одесского аэроклуба М. Ефимову не позволяло социальное положение. Авиацией в то время занимались преимущественно люди состоятельные. У Михаила же были лишь угол для жизни, мотоцикл и надежные руки «технаря». Помог, как это нередко происходит с талантливыми людьми, случай.
Самолет, купленный на средства членов аэроклуба, ими же и был разбит во время любительских полетов. Остались в распоряжении воздухоплавателей лишь разговоры о чужих рекордах и достижениях да самодельный планер (безмоторный летательный аппарат), собранный одесским умельцем, электриком А. Цапкиным. Как ни пытался конструктор поднять свое детище в воздух, планер продолжал лежать на земле неподъемным бревном с крыльями. Попутно выяснилось, что летать на этом аппарате тяжелее воздуха никто в Одессе не умел.
«Оживить» планер вызвался мотоциклист М. Ефимов, блеснувший перед членами аэроклуба своей теоретической подготовкой (не зря же читал журналы!). Не имевшему за душой «инвестиционных сумм», Михаилу вначале не поверили. Более всех почему-то злорадствовал А.А. Анатра. Но в конце концов он дал «добро», и вскоре едва ли не половина Одессы собралась на одной из площадей, где планер с лета 1909 года выставлялся как экспонат. Чудо-таки случилось: не принятый в аэроклуб известный спортсмен Михаил Ефимов поднял «мертвый» планер в воздух с первой же попытки. Вскоре Михаил основательно освоил технику пилотирования планером: можно было переходить на самолеты.
И здесь в судьбу М. Ефимова вмешивается другой банкир -И. Ксидиас. Быстро сообразив, что такой бесстрашный и грамотный человек может приносить ему доход, толстосум решает сделать Михаила профессиональным летчиком. Расчет банкира был простым: М. Ефимов совершает демонстрационные полеты, привлекающие тысячи зрителей, И. Ксидиас же зарабатывает на этом приличные суммы и лишь обеспечивает полеты своего «воздушного батрака».
М. Ефимов понимал всю кабальную сущность договора, который предлагал ему подписать банкир, но верх взяло желание стать летчиком. Ведь И. Ксидиас соглашался выложить за обучение Михаила 30 тысяч франков. В России своих авиашкол еще не было: первая появится в Гатчине только в 1910 году. Значит, нужно было ехать во Францию. Так, в ноябре 1909 года М. Ефимов оказался в школе авиаконструктора и авиастроителя Анри Фармана.
В этой школе, расположенной в Мурмелоне, что в 180 километрах от Парижа, научиться чему-либо могли только те, кто очень этого хотели. Михаил был как раз из тех немногих, кто не терял времени даром. В отличие от баронов и других титулованных членов воздухоплавательных клубов и организаций, М. Ефимов охотно интересовался материальной частью самолета, во время полетов с инструктором следил за «поведением» самолета в воздухе, а на земле наблюдал за полетами других курсантов. Наконец 12 (25) декабря 1909 года Михаил Никифорович совершил первый в своей жизни самостоятельный полет на «Фармане», став тем самым, первым профессиональным летчиком России.
Этот полет стал очередной сенсацией: М. Ефимов пробыл в воздухе рекордное для новичка время: 45 минут! Вскоре летчик-самородок из Одессы превосходит мастерством своих наставников. Обо всем этом узнает А. Фарман и назначает Михаила Никифоровича инструктором своей школы. Так М. Ефимов, еще до возвращения на родину, становится первым российским летчиком-инструктором.
Вскоре, на показательных полетах в городе Реймсе, Михаил демонстрирует рекордную дальность полета с пассажиром на борту. Однако летчику пришлось прервать столь блестяще складывавшуюся за рубежом карьеру. В Одессе умер его отец, и М. Ефимов вернулся домой с дипломом французской авиашколы. Вот тогда и сопровождал Анри Фарман своего кумира в Одессу. К слову, помимо этого известного авиаконструктора, Михаила Никифоровича приглашали к себе авиапредприниматели Аргентины и США.
Первый полет в России М. Ефимов совершил 8 (21) марта 1910 года над беговым полем Одесского ипподрома. Совершив несколько кругов на высоте 100-150 метров, летчик изящно посадил самолет в центральном круге поля. Тут же пилот был увенчан лавровым венком с надписью: «Первому русскому авиатору». В тот день М. Ефимов совершил еще несколько взлетов и посадок. А в начале июня 1910 года в курортной Ницце Михаил Никифорович превзошел все существовавшие до него рекорды по дальности, высоте и продолжительности полетов.
1910-е годы стали для России временем авиации, а она требовала создания новых школ по обучению летчиков. После открывшейся 1 (14) июня 1910 года в Гатчине первой русской авиашколы подобные ей появились в том же году в Харькове, Ташкенте, Москве. В ноябре 1910 года открылась авиашкола и в Еще один из полетов М. Ефимова в составе группы из трех самолетов стал первым пробным вылетом на сопровождение восьми кораблей Черноморского флота. Состоялся он в апреле 1911 года и прошел настолько успешно, что командующий флотом телеграммой благодарил начальника авиашколы за блестящую подготовку летчиков. С началом Первой мировой войны М.Н. Ефимова зачислили вначале в 32-й, затем в 4-й авиаотряд русской армии. Довоенные маневры и первые месяцы войны показали, насколько авиация важна, а порою попросту незаменима в таких видах боевых действий, как воздушная разведка, аэрофотосъемка, корректировка огня артиллерии, бомбардировка объектов противника. Спешно осваивалась и тактика воздушных боев самолетов-истребителей и охоты за вражескими аэропланами.
В первой половине 1914 года Гатчинская и Севастопольская авиашколы подготовили 133 военных летчика, но с началом войны численность курсантов сократилась. Авиапромышленность тем временем наращивала объемы выпуска самолетов, и летчиков-инструкторов решили вернуть на прежние места. Вновь занялся учебной подготовкой в Севастополе и М.Н. Ефимов
Михаил Никифорович продолжал работать инструктором и после 1917 года, не очень-то вмешиваясь в политику. Тем не менее, он стал как бы «красным» и с приходом на полуостров белогвардейцев был арестован и помещен в Севастопольскую тюрьму. Оттуда летчику удалось бежать в ставшую ему родной Одессу. Здесь и произошла вскоре трагическая развязка.
У Михаила Никифоровича был младший брат Тимофей, тоже летчик, обученный им же. Сбивчивые свидетельства о гибели М. Ефимова передала впоследствии жена Тимофея. Оказывается, родственники следили за тем, чтобы легендарный русский летчик не выходил на улицы Одессы, находившейся в то время в руках белых войск. Но однажды Михаил Никифорович, решив, что опасность миновала, вышел на бульвар прогуляться и совершенно случайно повстречался с офицерами, годом раньше служившими в Севастополе.
Летчик был задержан, отправлен в контрразведку и там зверски замучен. Случилось это в 1920 году, когда М.Н. Ефимову еще не исполнилось и 39 лет...
Источник: Сухоруков В. Н. Биографический словарь Крыма. Книга первая — Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. — 528 с, илл.
Фото: avia.academic.ru
Комментарии
Список комментариев пуст
Оставьте свой комментарий