Гильом Рубрук


 

Гильом (Вильгельм) Рубрук — францисканский монах, отправленный в 1253 г. королем Людовиком IX послом в Монголию и описавший затем свое путешествие туда в сочинении, известном под названием «Путешествие в восточные страны».


Биографические сведения о Рубруке довольно скудны и отрывочны. Он был, по-видимому, родом из Северной Франции (Фландрии), из деревни Рубрук, откуда он и получил свое прозвище (фамилию), которое, кстати сказать, в дошедших до нас рукописях пишется по-разному. Долгое время его в исторической литературе именовали Рубруквис (латинская форма от Рубрук). Собственное его имя пишется тоже по-разному. В переводе с латинского оно передается как Вильгельм, хотя его фламандская форма будет Виллем, а французская — Гильом.


Рубрук принадлежал к ближайшему окружению французского короля Людовика IX, сопровождал его в одном из крестовых походов, пользовался благосклонностью матери короля — Бланки Кастильской, считавшейся образованнейшей женщиной своего времени. Сам Рубрук был тоже человеком образованным. Кроме того, он много лет провел на Ближнем Востоке, что и было одной из причин назначения его королем в качестве посла в Монголию.


Известие о своем назначении на этот ответственный и трудный пост Рубрук получил в то время, когда он находился в Палестине, в городе Акконе. Прибыв в Константинополь, Рубрук отсюда в мае 1253 г. отправился на корабле в Солдайю (нынешний Судак на южном берегу Крыма), бывшую тогда главным портом в Крыму. Здесь он пробыл с 21 мая до начала июня, готовясь к дальнейшему пути. Из Солдайи Рубрук выехал около 1 июня п на третий день пути уже встретился в крымских степях с татарами. «Когда я вступил в их среду,— пишет Рубрук,— мне совершенно представилось, будто я попал в какой-то другой мир. Как могу, опишу вам их жизнь и обычаи». И действительно, описание жизни и быта татаро-монголов составляет главное содержание сочинения Рубрука.


На шестой день пути, то есть 6 июня 1253 г., Рубрук встретился с аланами, «которые именуются там аас». Они принесли Рубруку и его спутникам вареного мяса, «прося покушать их пищу и помолиться за одного усопшего их». Но Рубрук объяснил им, что накануне такого праздника есть мяса нельзя. Аланы, по словам Рубрука, «очень обрадовались», что им было разъяснено значение этого христианского праздника, «так как не знали ничего, имеющего отношение к христианскому обряду, за исключением имени Христа». Это утверждение Рубрука, однако, находится в противоречии с тем, что он написал об аланах несколькими строчками выше: они «христиане по греческому обряду, имеющие греческие письмена и греческих священников. Однако они не схизматики, подобно грекам, но чтут всякого христианина». Встреча с аланами произошла еще в пределах Крыма, так как спустя лишь несколько дней перехода Рубрук добрался до Перекопского перешейка, соединявшего Крымский полуостров с материком, «с того места,— пишет Рубрук,— как говорили, нам надлежало странствовать 15 дней, не встречая никаких людей». Продолжая ехать на восток, имея с юга Азовское море, а к северу «большую степь», в которой «прежде пасли свои стада команы» (кипчаки-половцы), Рубрук «не за много дней до праздника блаженной Марии Магдалины» (отмечавшегося 22 июля) достиг реки Танаида (Дона). Переправившись через Дон, Рубрук направился к Волге (Этилю). 31 июля Рубрук прибыл в лагерь Сартаха, находившийся в трех днях пути от Волги. Сартах отправил их к своему отцу Бату (Батыю), ставка которого находилась на восточном берегу Волги. Бату в свою очередь направил Рубрука к великому хану Мункэ — в столицу монгольской империи Каракум.


Рубрук дал подробное описание монгольской столицы. Она представляла собой город, обнесённый стенами из земли. Главными зданиями были дворец самого хана Мункэ, две мечети и христианская церковь.


Несколько недель монахи провели в резиденции Мункэ, где увидели множество французских и немецких пленных, выполнявших работы по производству оружия и различной утвари.


Перед отъездом Рубрука Мункэ передал ему письмо для короля Франции, в котором он именует себя властелином мира и требует присяги от французского трона, если французы хотят жить Мункэ в мире.

 
6 июня  1254г монах покинул Каракорум и тем же маршрутом отправился назад. Но дойдя до города Астрахань, он сменил направление и прошёл к югу. Пройдя путём через Малую Азию, он добрался до Средиземного моря в порт Акка.


В августе 1255 года Гильом Рубрук возвращается на родину в свои монастырские стены.


Вклад в географию, который внёс монах Гильом де Рубрук, был очень велик. Он рассказал о множестве народов, о которых европейцам было практически ничего неизвестно. Также, благодаря его рассказам, европейцы узнают о существовании Центрально-Азиатского нагорья. Множество информации, которую Рубрук получил о Китае, открыли направление для его поисков европейским исследователям.

 

Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий