Сухопутная дорога от Севастополя в Ялту.

← Предыдущая главаСледующая глава →

От Севастополя до Ялты по превосходному шоссе 82 версты. Станций пять: 1) Чатал-Кая — 21 вер.; 2) Байдары — 16½ вер.; 3) Кикенеиз — 17½ вер.; 4) Мисхор — 15 вер. и 5) Ялта — 12 вер. Буфетов на станциях нет. Случайно бывает чай и газированная вода.

На севастопольском шоссе та же вольная почта, что и на симферопольском. Перекладные тарантасы с парой лошадей до Ялты — 7 р. 32 к.; фаэтон парой — 15 р.; тройкой — 20 р.; ландо четверкой — 28 р. На почтовых до Ялты 8-9 ч. езды, не считая остановок. Извозчики берут 18-25 р. Последние везут либо в один день, либо в два, с ночевкой у Байдарских ворот. У Байдарских ворот в первом случае делается остановка часа на три. Можно ехать и через г. Балаклаву, откуда участок шоссе идет до ст. Чатал-Кая, это удлиняет путь на 5 верст и стоит на 1-2 р. дороже. С извозчиком можно за небольшую приплату сделать крюк и в Георгиевский монастырь.

Кроме того, ежедневно в 9 ч. утра из Севастополя отправляется в Ялту, через Балаклаву, мальпост. Плата в I классе (лицом к лошадям) — 5 р. 50 к., во II классе (спиной к лошадям) — 4 р. 50 к. Багаж — 40 к. за пуд, ½ пуда багажа пассажиры имеют право сдавать для провоза бесплатно.

Шоссе идет сначала мимо Исторического бульвара, затем по пустынной местности, в начале которой тянутся лагеря и поле для военных учений. На 4-й версте сворачивает в сторону нешоссированная дорога в Георгиевский монастырь.

Близ 6-й версты, почти у самого шоссе, расположено французское кладбище.

На 8-й версте трактирчик Приятное свидание. Немного дальше, направо, поворот на балаклавское шоссе. Это шоссе было устроено в войну 1854-55 гг. союзными войсками.

На 11-й версте, вправо от дороги, стоит памятник, в виде усеченной пирамиды в память тех, которые пали в Балаклавском сражении 13 (25) октября 1854 года, — как гласят надписи на русском и английском языках. Памятник поставлен англичанами в 1875 году.

На 17-й версте, справа от шоссе, расположена деревня Комары. Близ этого места с шоссе видна Балаклава.

На 19-й версте слева, на холме, виден памятник, поставленный в 1882 году итальянским правительством в память сардинцев, павших в войну 1854-55 гг. Большая часовня-памятник построена в ломбардском стиле из балаклавского мрамора. Под часовней устроен большой склеп, куда и перенесены останки сардинцев, лежавшие на кладбищах деревень Кадыковка и Комары. Небольшое кладбище обнесено оградой.

При переезде через мостик Сухой речки опять трактирчик.

На 20-й версте стоит пирамидальный каменный столб, указывающий границу между Севастопольским градоначальством и Ялтинским уездом.

Под станцией Чатал-Кая пустынная до этого дорога становится живописнее. Пройдя красивое ущелье, покрытое буковым и дубовым лесом, дорога вступает в Кучук-Мускомскую долину, составляющую первоначальную ветвь Байдарской; вправо расположена, спрятавшаяся под горой, деревня Кучук-Мускомья и далее дер. Варнутка. Пройдя холмистую возвышенность, дорога вступает в Байдарскую долину.

Байдарская долина представляет обширное зеленое плато, имеющее форму овала и простирающееся на 16 вер. в длину и на 8-10 верст в ширину. Долина со всех сторон окружена горами, покрытыми прекрасным буковым и дубовым лесом. Почтовая дорога прорезает значительную часть долины. Местность чрезвычайно живописная. Большая часть долины (14.600 дес.) принадлежит графу Мордвинову. Татарским обществам этого района принадлежит 6000 дес. земли и леса. Здесь прежде было 12 больших деревень. После выселения татар, последовавшего за крымской войной, население долины сильно поредело. В центре долины расположена большая дер. Байдары. Есть 3 постоялых двора с сомнительными номерами. От деревни до Байдарских ворот 5 верст.

На половине дороги, между д. Байдары и Байдарскими воротами есть поворот влево — это шоссейная дорога гр. Мордвинова, проведенная в собственном лесу на протяжении 7 верст. Дорога идет по живописной местности и кончается у Мердвени. Дорога эта проведена для вывозки леса и по мере вырубки последнего она будет удлинятся и соединится с бахчисарайской дорогой близ Ай-Петри.

Байдарские ворота.
Байдарские ворота.

Ст. Байдарские ворота находится на высоте 234 саж. н. у. м. Сами «ворота» воздвигнуты в просеченной горе и обложены штучным камнем.

У Байдарских ворот две гостиницы: одна по эту сторону, а другая — над морским обрывом. Слева от ворот, над морем находится отдельный павильон-ресторан. Обе гостиницы одинаково плохи. Обстановка деревенская. Номера от 1 р. 50 к. до 3 р. 50 к. Самовар 25 к., с проезжающего за самовар 1 р. 25 к. Нужно торговаться. Следует обращать внимание на чистоту постельного белья. В гостиницах норовят сорвать как можно больше за все и даже делают небезуспешные попытки получить за помещение, в котором проезжему было подано кушанье. Из съестного можно получить борщ, суп (40 коп.), цыпленка, барашка (60-90 к.) и пр.

Едущие на почтовых могут бесплатно переночевать на почтовой станции, где есть комната для проезжающих. Можно получить самовар и скромную закуску.

При почтовой станции есть почтово-телеграфное отделение и телефонная переговорная станция с Севастополем, Ялтой и Форосом. 3 минуты разговора 50 к.; предварительный вызов 25 к. Здесь мальпосты останавливаются для обеда на один час. В почтово-телеграфном отделении производится прием и выдача всякого рода корреспонденции и телеграмм.

У Байдарских ворот ночуют, чтобы полюбоваться восходом солнца. Следует однако иметь в виду, что восход солнца из-за моря виден здесь только осенью и зимой, в другое же время солнце показывается здесь из-за гор, другими словами, восхода его здесь увидеть нельзя. Чтобы видеть восход солнца, встают засветло и взбираются по тропинке на скалистую вершину, господствующую справа над воротами, откуда простирается восхитительный вид на Южный берег.

Вид из Байдарских ворот представляет грандиозную и роскошную картину. Из ворот внезапно открывается море, до этого скрытое от путника горами, почему о близости его нельзя было думать. Слева высятся грозные скалы, а внизу стелется мягкая, покрытая зеленью садов полоса Южного берега, куда сбегает белая спиралевидная нитка шоссе.

От Байдарских ворот начинается спуск на южный берег. Шоссейная дорога сбегает вниз зигзагами под большим уклоном. Эта крутизна, однако, совершенно безопасна; дорога устроена прекрасно и заграждена от пропасти то легкими столбиками, то каменной стенкой.

На 2-й версте, вправо, общий шоссированный спуск в им. Ушковых «Форос» и им. Плаутиной «Тессели». Возле поворота в «Форос» открывается площадка, на которой стоит церковь, сооруженная покойным владельцем «Фороса» А.Г. Кузнецовым. Церковь построена в красивом византийском стиле, на большом утесе красного цвета. Возле церкви сторожка со звонком, сторож во всякое время покажет желающему внутреннее помещение церкви. В последней обращают на себя внимание художественной работы образа: Корзухина (Тайная вечеря), Маковского (Рождество Христово) и пр.

Дорогой на Форос и Тессели можно проехать также на Сарычский маяк и имения г-ж Прикот, Шаховской и Двигубской (см. «побережье Алупка — Ласпи»).

Немного далее шоссе проходит через тоннель длиной в 20 саженей. На 5-й версте шоссе есть дорога вниз в имения Мшатка Данилевского и Ай-Юри Трапезникова. С 6-й версты прекрасная шоссейная дорога ведет в имение Мелас Кузнецовой. В этом месте дорога спустилась уже на 90 саженей и находится над уровнем моря около 150 саженей.

Здесь, влево, над дорогой, видна скала Кильсебурун с большой громадой обвалов. На 8-й версте спуск в три имения: Мухалатку Кокоревой, Лемнеиз Олива и Мегалей Крыжановского.

По дороге встречается несколько павильонов и дач у самого шоссе, где можно получить молоко, прохладительные воды и т.п.

Мердвень и Скеле. Неподалеку от 9-верствового столба, слева, находится оригинальный горный проход через Яйлу — Мердвень, т.е. лестница, или Шайтан-Мердвень, т.е. Чертова лестница. Чертова лестница представляет собой огромные ступени, вырубленные в скале; расстояние между ступенями довольно значительное, и это очень затрудняет восхождение по «лестнице», тем более, что ступени ее обломались и обтерлись. Лестница имеет в длину меньше версты и совершает до 50 резких поворотов. Происхождение этого замечательного оригинального прохода, несомненно, относится к глубочайшей древности. До постройки южнобережного шоссе Мердвень был единственным в этой части Крыма перевалом через Яйлу. Узкая каменистая тропа доводит до самой лестницы. Подъем не очень удобен и годен только для пешеходов. Всего ходьбы по лестнице 20-30 мин. Подъем очень интересен по оригинальности местности и по красивым видам, которые с него открываются. С вершины лестницы идут тропинки; одна ведет прямо в д. Байдары, куда проведена также шоссейная дорога, а другая — к д. Скеле. Тропа к Скеле вьется посреди роскошных буковых лесов. Местность с массой лесных цветов, зеленых лугов и пением птиц очаровательна.

Важно не сбиться с пути несколькими горными дорогами для выхода лесом. Нужно идти, следуя направлению тропинки, вьющейся по краю небольшого оврага, на дне которого шумит речка, сделать перевал через плоский бугор и спуститься к другому ручью, идущему уже по направлению к Байдарской долине и который приходится переходить 5 раз. Поразительна постоянная тишина в этом ущелье. По-видимому, это единственный переход через Яйлу, где не только нет обычных на Яйле бешенных ветров, но даже тише, чем в Байдарской долине и чем внизу, на шоссе.

В долине Скеле расположены три деревни: Скеле, Узунджи и Саватка, населенные русскими, греками и татарами.

Долина Скеле, до ухода из нее в Крымскую войну татар, была одной из самых богатых и населенных деревень Байдарской долины.

В д. Скеле расположено имение Кулакова, где находятся знаменитые орехи, под которыми сидела Екатерина II. Этим орехам определяют свыше 500 лет.

Вблизи деревни Скеле находится, открытая в 1905 г., сталактитовая пещера.

Пещера находится в каменистой ложбине, покрытой лиственным лесом, (карагач, дуб, частью бук) и стесненной с трех сторон скалами. Местность живописная. В западной части ложбины и находится пещера. Она раскрывается небольшим отверстием, в которое можно влезть вполне свободно. По боковому коридору пещеры надо идти минуты три, слегка согнувшись, потом можно выпрямиться.

Сталактитовые образования начинают встречаться почти тотчас же, но красоты и больших размеров они достигают лишь минут через двадцать ходьбы.

В пещере, конечно, грязно и очень сыро.

Пещера находится в такой местности, которая лежит хотя по соседству, но в стороне и от горных тропок (в 1/3 версты от нее идет горная тропа в дер. Узунджи, расположенную среди утесов Яйлы) и от прохода пасущегося скота и т.п.

С Южного берега любители горных пешеходных экскурсий могут избежать обходного проезда в Байдарскую долину восхождением через вышеупомянутый Шайтан-Мердвень.

Экипажная же (проселочная) дорога ведет туда от шоссе у Байдар, на протяжении 6 верст до деревни Скеле, откуда до пещеры надо идти пешком (или ехать верхом) две версты по лесной дорожке.

Таким образом, от Севастополя до самой почти пещеры по экипажной дороге 38 верст, а от Ялты — 54.

Туристы могут остановиться в дер. Скеле у татар в обычной обстановке татарской зажиточной деревни. Проводника в пещеру достать не трудно.

Надо еще добавить, что в версте от пещеры, к северу от нее, находятся истоки Черной речки, лежащие в очень живописной местности.

Севастопольское шоссе.
Севастопольское шоссе.

Возле Скеле есть много археологических памятников, кажется, мало исследованных. Есть большие камни, плотно вкопанные в землю, неизвестного происхождения, но поставленные, несомненно, руками человека; на это указывает множество разбросанных здесь «дольменов» (кельтских памятников); в них находили и находят человеческие кости.

Возле поворота на Чертовую лестницу, на шоссе находится имение Мердвень — Шестакова, бывшее Кустаревского. Здесь проезжающие могут получить чай, газированные воды, молоко и пр.

На 14-й версте поворот в Верхний Кастрополь Пельцера и Нижний и Средний Кастрополь Первушиных. Тут же, внизу, по склону горы, но не доезжая берега моря, живописная татарская деревня Кучук-Кой.

Все эти места описаны в главе Побережье от Алупки до Ласпи.

Местность изобилует скалами и утесами, надвинувшимися над дорогой, и временами представляет грандиозно-хаотические картины: колоссальные глыбы камней рассыпаны огромными грудами и свидетельствуют об обвалах, происходивших здесь в прежнее время.

На 17-й версте, на самом шоссе — большая татарская деревня Кекенеиз. Есть фруктовые лавки, кофейня, постоялый двор. Здесь же почтовая станция и почтово-телеграфное отделение.

За Кекенеизом есть крутая тропа на Яйлу — Эски-богаз (старый проход) или Лимена-богаз; по этой тропе можно пройти в Байдарскую долину и на северный склон Яйлы, в дер. Кокоз. Эски-богаз в древности был защищен укреплениями, сооруженными на отдельно стоящих скалах, а также стеной, следы которой сохранились в некоторых местах до сих пор.

За деревней, внизу, виден огромный мыс Кикенеиз, глубоко вдавшийся в море. Далее следует земля Половцева Кацивели, имения Верхняя и Нижняя Лимены — Филибера и др. За Лименами шоссе прорезает местность, покрытую живописным хаосом скал, спускающихся до самого моря.

На 8-й версте от Кикенеиза находится дер. Симеиз. Отсюда видны лежащие внизу у моря красивые постройки гг. Мальцевых. Местность изобилует большим количеством ключей и ручьев. Дальше на шоссе начинается деревня Алупка. Слева на Яйле видна огромная скала Ай-Петри, а вправо сама деревня, ряд дач и знаменитые парк и дворец Воронцовых. С шоссе в Алупку спуск около версты.

За Алупкой по шоссе, слева, имение г. Токмакова Хоба-Туби. Есть винный подвал; направо — Хоста-Ага, имение князя Трубецкого. Далее деревня Мисхор. Внизу по берегу моря и по склону горы большое имение К.Н. Долгорукой Мисхор, а рядом с ним имение Токмаковой Олеиз.

Непосредственно за Мисхором следует дер. Кореиз (почта, телеграф и телефон). Здесь же по шоссе большое имение Кореиз князя Юсупова, графа Сумаровока – Эльстон, дача графини Клейнмихель и др.

Имение князя Юсупова было устроено в 20-х годах княгиней А.С. Голициной и по времени принадлежит к числу первых благоустроенных дач на Южном берегу. Она же построила здешнюю церковь возле шоссе.

Княгиня Голицина была известна своим мистическим направлением и дружбой со знаменитой баронессой Крюднер.

Жена русского дипломата, баронесса Юлиана Крюднер, рожденная Фитингоф, была внучкой фельдмаршала Миниха. Большую часть своей жизни баронесса прожила, то вместе, то врозь с мужем, в разных городах Западной Европы и отчасти занималась литературой, написав на французском языке популярный в свое время роман Valerie. Около 40 лет от роду ею стала овладевать религиозная мечтательность, в результате чего она резко порвала с прежним светским образом жизни и вся ушла в мистическое настроение и поступки христианского смирения. Религиозное увлечение навело ее на мысль об обращении дьявола и обитателей преисподней. Она переезжала в Германии и Швейцарии из города в город, занимаясь обращением населения ко Христу. Наконец, она приобретает дар прорицания. Весть о ее пророчествах, в pen dant к тогдашним политическим событиям, облетела всю Европу и дошла до Александра I, на которого произвела глубочайшее впечатление. Вскоре он познакомился с госпожой Крюднер, и влияние ее на императора сделалось огромным. Как известно, император Александр представлял тогда из себя благоприятную почву для религиозного мистицизма. В настоящее время доказано, что идея «священного союза», и само его название, принадлежат именно госпоже Крюднер. Впоследствии госпожа Крюднер отдалась практическому христианству, помощи больным и бедным, и от придворных сфер обратилась к народным массам. Это отвратило от нее расположение сильных мира сего: ее стали преследовать и, наконец, выслали в Россию. Но с этого времени она утратила расположение и Александра. В Петербурге госпожа Крюднер близко сошлась с вышеупомянутой княгиней А.С. Голицыной, которая под влиянием первой и известного маркиза де-Местр задумала учредить религиозно-мистическое общество, имевшее целью немедленное обращение всего мира в христианство. Вскоре кн. Голицына была остановлена в своих действиях правительством и выслана в Крым, куда за ней последовала и г-жа Крюднер. Княгиня Голицына с радостью встретила изгнание и приняла его за духовную миссию, как бы ниспосланную ей свыше, для обращения в христианство крымских татар. На южном берегу Крыма вокруг кн. Голицыной и бар. Крюднер сгруппировался мистический кружок, к которому принадлежала, между прочем, некая графиня Гашер, жившая близ Артека.

Баронесса Крюднер.
Баронесса Крюднер.

В костюмах монахинь, с крестом и евангелием в руках, кн. Голицына, барон. Крюднер и гр. Гашер отправлялись в горы, в татарские деревни, проповедуя часто под открытым небом. Но и здесь их деятельность была скоро приостановлена. Через год после приезда в Крым баронесса Крюднер умерла (в 1824 году), а кн. Голицына прожила еще 15 лет, отрешившись от прежней мистической деятельности.

Графиня Гашер жила в Артеке, под Аюдагом. Жизнь ее была уединенная, полная таинственности. Графиню часто видели скачущей верхом в полумужском костюме с парой пистолетов за поясом. Рассказывали, будто после ее смерти обнаружилось, что она носила под платьем какой-то костюм, плотно закрывавший ее с головы до ног, и что под именем графини Гашер скрывалась графиня де-Ламотт, подвергнутая в 1775 году в Париже наказанию и клеймению на Гревской площади за соучастие в известном «деле кражи бриллиантового ожерелья Марии-Антуанеты».

За Кореизом деревня Гаспра. Здесь имени графини Паниной Гаспра с большим домом с зубчатыми башнями.

Гаспра.
Гаспра.

В этом доме зимой 1901-2 гг. жил граф Л.Н. Толстой. Имение Гаспра было устроено князем А.Н. Голицыным, министром народ. просв. и духовных дел Александра I, известным покровителем «библейских обществ» и мистицизма. Князь Голицын провел здесь последние годы своей жизни, здесь и умер, а погребен в Георгиевском монастыре. От князя Голицына Гаспра перешла к Кочубею, далее принадлежала великому князю Николаю Николаевичу старшему и, наконец, перешла к графам Паниным. Имение расположено на пространстве между верхним и нижним шоссе и до берега моря не доходит. Возле дома с башнями находится маленькая домовая церковь, соединенная с домом галереей. Кроме главного дома, есть еще несколько. Из Гаспры открываются очаровательные виды на Ай-Петри и море.

За Гаспрой имение Великого Князя Александра Михайловича Ай-Тодор, а под ними имение Дюльбер Великого Князя Петра Николаевича.

Дальше, справа, виден мыс Ай-Тодор и рядом Ай-Тодорский маяк.

Шоссе входит в земли Ореанды — имения, принадлежащего Государю Императору.

В районе Ореанды, на левой стороне шоссе, видна массивная гора Ай-Никола; с правой стороны у подвалов — Крестовая гора.

Дальше шоссе идет по земле имения Его Величества Ливадия.

Границу Ливадии указывает столб с золотыми гербами и с двухглавым орлом. С шоссе через невысокую ограду видны дворец и часть оранжерей, цветники и службы. Далее, у самой дороги стоит большая ливадийская церковь.

За Ливадией шоссейная дорога вступает в черту города Ялты.

← Предыдущая главаСледующая глава →

Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях