Покров Пресвятой Богородицы — старинный казачий праздник

14 октября был праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник сей был установлен в Константинополе и оттуда пришел на Русь. Этот великий православный праздник издревле почитается на Руси. Ведь, как учит Православная Церковь, Россия — это дом Пресвятой Богородицы. И Пресвятая Богородица является небесной защитницей Земли русской, предводительницей русского воинства (а с 1917 года — еще и нашей Царицей).

Считается, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси учредил в XII веке князь Андрей Боголюбский в честь успешного отражения волжских булгар, в 1165 году им был построен храм Покрова на Нерли. На севере столицы, в Медведкове, находится Храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1635 году князем Дмитрием Пожарским, как гласит предание, по обету в честь освобождения России от польской интервенции. В Москве царем Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством был построен собор Покрова Божией Матери (более известный как храм Василия Блаженного).

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы особо почитаем среди казачества. Ведь крепостную стену Казани атаман Ермак Тимофеевич подорвал на следующий за Покровом день в 1552 году. За добровольное и героическое участие в штурме Казани Иван Грозный даровал казакам реку «Дон со всеми притоками» в вечное пользование. Независимый статус Донского казачества подтверждала жалованная грамота, текст которой почти 150 лет зачитывался перед казаками на каждый Покров по многочисленным спискам (копиям).

Кроме того, существует интересное предание о явлении Богородицы при историческом поражении турок под Азовом в 1641 году. Именно тогда изнемогавшим от долгой и неравной борьбы казакам, у которых уже практически не было никаких сил и ресурсов для дальнейшей обороны крепости, явилась «Жена прекрасная в багряной ризе». Видение истолковали как знак того, что казаки находятся под покровительством самой Божией Матери. И именно в преддверии праздника Покрова турецкая армия сняла осаду и ушла от Азова.

Корни особенного почитания Богородицы древние и глубокие. Об этом свидетельствует донской апокриф «О Богородице и слезах казачьих матерей», созданный казаками задолго до «Азовского сидения».

«Однажды спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользнула Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Ее и нечем было их освежить. Тогда подошла она к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы и скрылась глубоко под водой. «Ах! — сказала Она, — пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда вернулась она в свой Небесный Дом, то увидела на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга. «Как же они попали сюда? — воскликнула Она, — наверное, их нашли казаки и передали для меня». «Нет, Матушка, — сказал Ей Сын, — это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу».

И вообще, «Первым казаком Руси» считается былинный богатырь Илья Муромец — исторический воин-монах, особо почитавший Богородицу и причисленный к лику святых, покоящийся в «Третьем Уделе Божьей Матери» — Киево-Печерской Лавре. В сознании русских людей этот богатырь давно отождествляется с идеалом казака — защитника Государства и Веры. Поэтому же собираются канонизировать и казачьего атамана Ермака Тимофеевича.

Кроме того, упоминание о казаках на Руси связано со сказаниями о Куликовской битве и двух иконах Божией Матери — Донской и Гребневской.

Многие прославленные и чудотворные иконы навеки связаны со славными делами и геройскими подвигами русских казаков во славу государства Российского и Церкви. К их числу относятся такие иконы Божией Матери, как «Утоли моя печали», «Аксайская», «Албазинская», «Азовская», «Табынская» и многие другие.

Вообще, к XVII веку казаки выработали собственный стиль изображения икон. Это так называемые «казачьи» иконы Покрова. Основным их отличием является то, что изображение молящего люда — не абстрактное скопище верующих, а определенная социальная группа, казаки. И конечно же, казаки изображены на самой почитаемой казачьей иконе «Покрова Пресвятыя Богородицы».

Эти иконы служили казакам мощной духовной опорой в их нелегкой борьбе по защите Православия. Ведь казаки охраняли не только территориальные, но и духовные границы Земли русской.

И Пресвятая Богородица, а также чудесный Ее Покров по сей день почитаются среди казачества. В этот день, как и в былые эпохи, казаки избирают атаманов, приносят казачью присягу.

Вот и наши казаки ежегодно отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы. И ранним утром 14 октября казаки города Алушты заступили на службу в Храме всех Крымских Святых и Феодора Стратилата, обеспечивая спокойствие и порядок во время богослужения, и, отстояв праздничную службу, принесли присягу. Присягу принимали атаман Алуштинской казачьей общины Александр Николаевич Репнин и старший клирик Храма Отец Димитрий. Присягнувшие, поцеловав лежащие на аналое Крест и Евангелие, щедро окроплялись святой водой. Атаман же благословлял их своей шашкой. Затем Отец Дмитрий поздравил казаков с принесением присяги и сказал напутственные слова. При этом он отметил тесную и неразрывную связь казачества с православием и особо подчеркнул, что казаки — это единственная на сегодняшний день «каста» людей, которая, подобно священникам, приносит присягу в православном храме «...пред Богом и Пресвятой Богородицей...». Атаман же благословил казаков на добрые и полезные для Отечества дела и искренне поздравил с великим праздником Покрова Пресвятой Богородицы — днем, когда принято вспоминать своих славных предков, отдавших в былые времена жизни ради Веры и Отчизны.

После службы состоялся традиционный Крестный ход. Казачьи шеренги возглавляли процессию. Казаки несли хоругви, Крест, иконы, знамена. Батюшки читали молитвы, им вторил церковный хор и огромное количество прихожан. В этот раз ход проследовал на Центральную набережную, где состоялись народные гуляния. Алуштинские казаки подготовили целую праздничную программу, имело место выступление казачьего хора, был организован мастер-класс по рубке шашкой.

Особое внимание алуштинцев и гостей нашего города привлекла походная кухня, откуда абсолютно бесплатно раздавался наваристый казачий кулеш. Также всем желающим раздавались бутерброды и безалкогольные напитки.

От лица всех казаков Алушты выражаю огромную благодарность Администрации города Алушты и лично ее руководителю Галине Ивановне Огневой за всестороннюю безвозмездную помощь, благодаря которой стало возможным столь замечательное проведение старинного казачьего праздника.

А.Ю. ЧЕРНОВ, координатор информационно-аналитического проекта «Русский Крым»

Газета "Алуштинский вестник", №40 (1425) от 18.10.2018

 

 


Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях