Ах, как хочется петь, ах, как хочется слушать!

Международный фестиваль авторской песни «Встреча с Юностью», местом проведения которого традиционно становится зрительный зал парк-отеля Porto-Mare, состоялся в Алуште в девятнадцатый раз. За долгую историю фестиваля в его проведении сложились традиции – каждый день имеет свой сценарий и собственный девиз. Есть у «Встречи с Юностью» постоянные зрители и друзья, постоянные участники, которые каждый год проводят солнечные дни сентября на побережье Алушты, где они делятся со зрителями своим творчеством. Но в то же время всегда есть те, кто открывает для себя Фестиваль впервые.

Еще одна традиция – оформление сцены в виде брига с алыми парусами, готового отправиться в путь, неся на своем борту всех любителей авторской песни. И маяк, который зажигают участники фестиваля, символизируя встречу с творчеством, встречу с друзьями, с Алуштой, которая становится волшебным берегом. Право зажечь символический маяк в этот раз было предоставлено Вадиму Гефтеру (Донецк – Запорожье), одному из постоянных участников встреч в Алуште. Вадим Гефтер вместе с исполнительницей из Минска Ольгой Залесской и стали ведущими первого концертного дня 21 сентября. После зажжения маяка бриг «Юность» отправился в трехдневное творческое путешествие.

Участников и гостей Фестиваля поздравил его основатель и капитан символического брига «Юность» Александр Романенко: «Встреча с авторской песней – большой подарок для всех нас. Ваши аплодисменты мы будем считать искренней благодарностью за этот подарок. От имени всех участников я выражаю благодарность парк-отелю Porto-Mare и руководству парк-отеля, его директору, настоящему духовному вдохновителю нашего мероприятия, который вместе с коллективом делает большую работу для того, чтобы мы могли встретиться и насладиться искусством авторской песни. Но никакая встреча с творчеством невозможна без зрителя. Благодарю вас за вашу любовь к музыке, к авторской песне, за ваше постоянство. А наши артисты – представители творческого фронта, труд которых мы не всегда замечаем, но с радостью принимаем его результат. То, что они нам дарят, нельзя сравнить ни с чем: мелодии и песни живут в памяти людей и освещают их путь. От имени всех зрителей нашего фестиваля я выражаю всем его участникам искренние, добрые слова благодарности и пожелания творческих успехов!».

«Открытием» нынешнего Фестиваля стало дебютное выступление московского исполнителя Алексея Марченко, а также скрипачки Тамары Сидоровой. Скрипачка Тамара Сидорова представила на сцене настоящее шоу современных аранжировок бардовских песен. Традиционно мы привыкли связывать с бардовской песней гитару, но Тамара Сидорова смогла доказать, что и скрипка тоже изящно вписывается в образ авторской песни. В первый концертный день она представила на сцене инструментальный номер, посвящённый памяти В. Высоцкого.

Участниками фестиваля стали также Татьяна Визбор, Роман Ланкин, Евгений Чулков, Раиса Нур, Виктор Кузьменко, Лариса Брохман, Вадим Гефтер, Михаил Башаков, Анатолий Киреев, Геннадий Балахнин, Андрей Козловский.

Первый фестивальный день представил разноплановый сценарий. Первое отделение было посвящено памяти Владимира Высоцкого, 80-летие со дня рождения которого отмечается в нынешнем году. И каждый участник, исполняя бессмертные произведения Высоцкого или вспоминая о нем, как будто он стоит рядом на сцене, дарил зрителям энергию своего сердца.

По словам исполнителя из Нижнего Тагила Вадима Чулкова, творчество Высоцкого начиналось с песен, которые повествовали о роковых обстоятельствах жизни простых людей, о поломанных судьбах, о простой любви и о любви несчастной, об одиночестве, о тех, кто ждал встречи со своим счастьем. В каждой семье понимали сюжет этих песен, потому что практически в каждой семье «жило» подобное горе. А беды ищут слушателя, и самым благодарным слушателем становится тот, кто сам в беде побывал. Именно в этом, считает Евгений Чулков, разгадка популярности дворового фольклора, в котором выражалось больше, чем в нем говорилось словами. И в этом же сила произведений В. Высоцкого, масштабный этап творчества которого занимают подобные песни.

Однако, творческий потенциал Высоцкого неисчерпаем. Исполнительница и педагог детского вокального ансамбля Раиса Нур из Москвы рассказала забавную историю, связанную с песней В. Высоцкого об опальном стрелке. Также Раиса Нур рассказала зрителям фестиваля историю о том, как в свое время поэтесса Бэлла Ахмадулина «спасла» судьбу пластинки – музыкальной сказки В. Высоцкого «Алиса в стране чудес», над которой Высоцкий работал взволнованно и вдохновенно, но которая была запрещена художественным советом СССР. И вот в новогодней «Литературной газете» Бэлла Ахмадулина из Парижа поздравила советских людей с Новым годом и с выходом альбома «Алиса в стране чудес». Это определило популярность пластинки.

Искренние чувства сопереживания вызвало у зрителей выступление Виктора Кузьменко (г. Уфа), который прочел стихотворение Высоцкого памяти Леонида Енгибарова.

Песни Высоцкого переведены на множество языков. И на каждом языке они понятны и близки слушателям. Это смогла доказать исполнительница из Минска Ольга Залесская, представив вниманию слушателей собственный перевод песни «Кораблиная любовь». Сюжет ее почти сказочный, но в то же время в нем – неиссякаемая сила любви, которая сильнее всего в жизни.

Действительно, как отметил участник Фестиваля Евгений Чулков, Высоцкий сохранил в себе гениальную способность ребенка «войти в увиденное, стать его частью, с тать действием. В этом – тайна его правды. Предметом творчества В. Высоцкого было время. А время – есть люди, мозаика их чувств, мыслей и поступков. Но только высокому художнику дано сложить картину эпохи. Высоцкому это удалось».

Татьяна Визбор, которая стала другом и постоянным участником фестиваля в Алуште, исполнила стихотворение Александра Городницкого «Я обошёл все континенты света..»:

Прошу другого у грядущих дней,

Иная мне нужна Господня милость, –

Чтобы одна из песен сохранилась,

Став безымянной, общей, не моей.

Чтобы в лесной далёкой стороне,

У дымного костра или под крышей,

Её бы пели, голос мой не слыша,

И ничего не зная обо мне.

Такая судьба ожидает произведения всех великих авторов.

Прекрасным подарком, который тоже ярко и органически вписался в творческую палитру Фестиваля, стало выступление Александра Марченко (г. Тернополь) – серенада на неаполитанский манер.

Во второй части концерта 21 сентября– «Визитная карточка автора» – участники фестиваля представили свои собственные песни. Некоторые из них зрители уже успели полюбить и подпевали артистам. Другие песни и мелодии исполнялись впервые, как, например, «Возлюби, как себя самого», которую представил Вадим Гефтер.

А выступление горного инженера из Тюмени Геннадия Балахнина стало настоящим юмористическим представлением. В песне, посвященной женщинам-туристкам, многие зрители «увидели» себя. Ведь горы Крыма так и зовут отправиться в путешествие, но всегда есть те, кто предпочитает путешествовать дома у экрана телевизора.

Второй концертный день получил название «Гитара по кругу». Была продолжена традиция: зрители в записках с пожеланиями артистам заказывали песни, которые они желают услышать в заключительный концертный день. Так сформировался «Концерт по заявкам».

Александр Марченко исполнил украинскую народную песню XVII века «Ой у полі вітер віє». Аплодисментами встретили зрители песню, которую Александр Марченко написал на известную мелодию «У Черного моря», ставшую в свое время гимном города Одессы.

Татьяна Визбор, выйдя на сцену во второй концертный день, отметила, что для всех участников и гостей Фестиваля в Алуште близка морская тематика. Подарком от Татьяны Визбор стала песня «Таллин», посвященная всем зрительницам с именем Наталья. С замиранием сердца слушали зрители в ее исполнении сценический рассказ Юрия Визбора о незабываемой для него командировке на Северный флот.

«Встреча с Юностью» не обходится без премьер. Во второй концертный день Виктор Кузьменко представил две премьеры песен о любви – «Лодочка» и «На той стороне луны».

Настоящим откровением стало воспоминание Ольги Залесской о том, как она несколько лет назад уезжала из Крыма и как ее маленькая дочка назвала наш полуостров «зеленой бабочкой». Артистка не смогла оставить такой образ без песенных строк. «Крым, изумрудною бабочкой к морю приколотый» – яркий и символический образ, созданный поэтессой.

Творческий образ легко поможет перенестись из солнечного Крыма в тайгу. Песню «Севера» зрители исполнили совместно с автором Анатолием Киреевым.

Третий день фестиваля получил символическое название «Посидим с товарищами у костра». В этот день участники рассказывали со сцены забавные истории, байки, вспоминали о случаях, положивших начало новому пути в их жизни, или вспоминали о судьбах людей, с которыми им посчастливилось работать рядом и вместе создавать произведения. Героями рассказов стали Александр Вертинский, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор и Ада Якушева.

В ходе всего концерта его участники исполняли пожелания зрителей, указанные в записках во второй день фестиваля. Заявки оказались вполне предсказуемыми – просьбы исполнить всеми любимые, известные песни. Их мелодии и слова уже давно «легли на душу» людям, и поэтому подпевать артистам старался весь зал: «Вечер бродит по лесным дорожкам», «Лыжи у печки стоят», «Изгиб гитары желтой..» и другие песни исполняли хором.

Выступление творческой группы, которую составили Раиса Нур, Лариса Брохман, Тамара Сидорова и Роман Ланкин, стало настоящим театральным представлением.

А прощаясь со зрителями, артисты по традиции исполнили песню «Милая моя» и пообещали, что время до новой встречи с Юностью пролетит незаметно.

Татьяна ПОПОВА

Фото Геннадия ИВАНЧЕНКО

Газета "Алуштинский вестник", №37 (1422) от 27.09.2018

 

 


Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях