Исполнительная власть — значит работающая

Актуально. Встреча для вас

Согласитесь, не так просто в наше политизированное время разобраться во всех хитросплетениях общественной жизни. С началом перестройки в сознании большинства стала формироваться установка, что будто бы все сделанное за предшествующие годы и десятилетия не представляет никакой ценности и подлежит не иначе как уничтожению.

Особая же критика обрушилась на различные институты власти: коль вы руководите, следовательно, все беды от вас. Так ли это в действительности?

Чтобы ответить хоть на часть поставленных вопросов, обращаемся к практике работы исполкома Алуштинского городского Совета народных депутатов. Исполкомы городских и районных Советов, как известно, являются тем базовым уровнем, где происходит основная черновая работа, куда стекаются все проблемы нашего бытия.

О том, как при разрыве традиционных связей между республиками и областями бывшего Союза удается обеспечить нормальное функционирование сложного городского хозяйства, наши корреспонденты попросили рассказать руководителей исполкома, его отделов и служб.

 

КАЛЯДИН Б. К., председатель горсовета, председатель исполкома:

— На первый взгляд наш город по численности населения небольшой, с Приветным 64 тысячи населения. Территория 600 кв. километров, почти 60 километров побережье Черного моря. Это под стать крупному городу.

Сегодня, когда нет ни рыночной, ни плановой экономики, до законодателей, парламентов добраться избирателям сложно, тем более повлиять на решения, которые они принимают, исполнительные органы на местах остались один на один с избирателями в попытке их разрешить. Выплывайте как хотите. Это особенно ощущается после приема граждан, когда до боли понимаешь нужду человека, а возможности помочь сегодня резко сократились, и приходится нередко отказывать, хотя после каждого такого приема отходишь несколько часов.

Как выжить при галопирующей инфляции, удержать темпы строительства, если двух-, трехкомнатная квартира сегодня стоит 1-1,5 миллиона рублей? Как обеспечить зарплату врачам, оплатить медикаменты, сделать бесплатное питание школьникам, своевременно перечислить и выплатить пенсию, при острейшем дефиците горючего завезти продовольствие, вывезти мусор. С этого начинается каждый рабочий день председателя и его заместителей. Новая проблема — безработица.

За 1 квартал текущего года горисполком на пяти заседаниях принял 303 решения, 101 распоряжение. На одно заседание порой выносится до 170 вопросов. Поступило 725 деловых писем, 367 письменных обращений граждан, 288 человек принято по многим вопросам председателем, его заместителями и управляющим. Поток посетителей, звонков требует моментального переключения с одной проблемы на другую.

Нередко приходится слышать рассуждения, что, мол, исполком занимает огромный особняк. Да, действительно, здание пятиэтажное и на его подъезде написано: Городской Совет народных депутатов. Но давайте посмотрим, кто в нем работает? Арендное предприятие торговли — 37 человек, отдел капитального строительства — 24, гороно — 33, налоговая инспекция — 36, горсобес — 24, управление главного архитектора — 7, комитет по экономике — 6, контрольный комитет — 3, комитет молодежи — 1. В самом же аппарате управления исполкома работает 37 человек вместе с техническим персоналом. В Ялте же имеются отдел по курортам, торговле, увеличено число заместителей. Мы по этому пути не пошли, старались остаться на прежней численности. Все это решила сессия городского Совета. И тем не менее раздаются голоса, что вот на Западе городом управляет муниципалитет с меньшим числом административных работников.

Мы изучали опыт работы муниципальных Советов породненных городов. В Санта-Крузе, например, в ведении муниципалитета — полиция, пожарная охрана, водная инспекция, частичный общий надзор за застройкой города. Муниципальные власти не строят и не финансируют жилье, другие объекты соцкультбыта, не ведут учета и не распределяют жилье, не руководят и не финансируют ни здравоохранение, просвещение, культуру, не назначают пенсий. Им не приходится выбивать и распределять фонды на промышленные и продовольственные товары, интересоваться у кого течет крыша и отапливается ли квартира. Нам же, к сожалению, придется еще, видимо, долго этим заниматься, так как извращенные рыночные отношения обострили социальные нужды в несколько раз, и до цивилизованного рынка по прогнозам западных экспертов нужны десятилетия.

Так что, даже сама постановка вопроса исходит незнания предмета.

Если сравнить численность по нашим предприятиям, то на фабрике «Алустон» работающих 405 человек, аппарат управления — 34 человека; на АЗЖБК — 336 — 71; в троллейбусном парке — 329, а аппарат — 49. В СУ №37 — 190 — 31, СУ №39— 143 — 27.

Думаем ли мы о совершенствовании структуры управления? Да. До нас доведены нормативы, мы ведем подготовку, но предварительные просчеты показывают, что в основном численность структур городского управления соответствует этим нормативам.

 

СТИРАНКО Л. А., заведующая отделом социального обеспечения:

— Все знают, что идет пенсионная реформа. Закон Украины «О пенсионном обеспечении» был принят в декабре и введен в действие с 1 января т. г. И с этого времени мы должны выплачивать пенсию в новых размерах. Закон очень резко отличается от союзного, в нем хорошо учитываются все варианты облегчения жизни пожилых людей. Все эти позиции мы сегодня уточняем, дорабатываем и идут бесконечные перерасчеты. В марте мы выплатили почти всем пенсии в новых размерах. Два месяца работали без выходных, по нормативам мы укомплектовали отдел кадров, и пенсионеры видят: в дни приема мы принимаем большое число людей. Жители несут дополнительные справки о стаже, о заработной плате. Все это увеличивает объем работы.

В каждом отделе 4 человека и одновременно приходится вести прием в одно и то же время. Надо объяснить, рассказать и доказать иногда сложные вопросы, пожилые люди не всегда быстро реагируют, но мы обязаны каждого выслушать. Дополнительно приходят инструкции о повышении размеров пенсии. Только сделали перерасчеты, через месяц пришла новая инструкция. Снова перерасчеты.

В городе 15 тысяч 870 пенсионеров. Благодаря тому, что горсовет выделил компьютеры и введена программа по компьютеризации, мы справились с этой работой. Но мы считаем, что пожилым людям нужно как можно больше уделять времени, чтобы у нас не было очередей. И у нас штатное расписание только соответствует нормам, и ни одной единицы мы не имеем лишней, хотя на эти перерасчеты и нужно было бы ввести какую-то доплату. Сегодня зарплата у работников инспекции тысяча рублей. А большинство пенсионеров у нас получают 884 рубля.

 

КОЛОТ С. В., заместитель председателя горисполкома:

— Сейчас, когда обострились кризисные явления, участились конфликты в коллективах, любой вопрос, который раньше решался простым ходатайством в облисполком или Совмин, теперь приходится решать на месте. В тех условиях, в которых мы оказались, рассчитывать на помощь пока не приходится. А все отрасли нуждаются в дополнительном финансировании из-за резкого удорожания материалов. Горсвету, например, в 22 раза нужно иметь больше средств, чтобы обеспечить нормальное уличное освещение, и это при том, что с 6 января мы его перевели на дежурный режим.

Как известно, квартплата с 1926 года остается неизменной, хотя убытки за содержание жилья в год выросли до 10 миллионов рублей. Их практически не датируют, и мы выкручиваемся, чтобы люди работали и жилье нормально эксплуатировалось.

Сейчас очень ограничено поступление в город горюче-смазочных материалов, бензина, дизельного топлива и, особенно, газа. Рабочий день обычно начинается с телефонных звонков и просьб. Иногда теряешься, кому же отдать предпочтение: пенсионеру, которому некому больше помочь, или многодетной женщине, или инвалиду, или тому же рабочему. Мы сейчас снабжаемся в лучшем случае на 40 процентов. Групповые установки нередко стоят неделями, пока путем бартерного обмена из других регионов не подучим хоть одну цистерну газа. Групповые установки мы даже заполняем не полностью, а третью часть, чтобы как-то распределить равномерно, и не простаивали без газа многоэтажные дома.

 

ПИЦЕНКО В. В., зам. председателя горисполкома, председатель комитета по экономике:

— В комитете по экономике шесть человек, но если в прошлом году на содержание штата было израсходовано 27 тысяч рублей, то за 2,5 года мы привлекли во внебюджетный фонд около 7 миллионов рублей. И эти средства направлены на здравоохранение, народное образование, коммунальное хозяйство. Сейчас мы пытаемся сохранить капитальное строительство потому, что, если не решим вопросы финансирования, то попросту придется свернуть все строительство — жилья и объектов соцкультбыта и отпустить всех строителей по домам. Поэтому изыскиваем где можем средства на финансирование, хотя бы в минимальных размерах капитального строительства.

Очень много времени отнимает регистрация и перерегистрация предприятий. Буквально все должны пройти перерегистрацию, все формы собственности. На каждом исполкоме рассматривается до 50 организаций, а до этого занимаемся сами, чтобы там было меньше вопросов. Это тоже какие-то поступления в бюджет, потому что за перерегистрацию платят средства. Кроме этого, обеспечение людей топливом, углем, дровами. Приходится также заниматься металлоломом, вторичными ресурсами, работой с земельными участками, вопросами коммерциализации. Сейчас на нас обрушилась новая лавина, связанная с коммерциализацией, а вскоре и приватизацией предприятий.

Штат мы не пытаемся расширять, но жизнь заставит вводить новые структуры. Еще не решен вопрос с созданием фонда коммунальной собственности. По поручению горисполкома этот орган должен принять на себя весь фонд коммунальной собственности — предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммунальные предприятия, а затем по согласованию с исполкомом, горсоветом решать, как его использовать, то ли он будет отдан в ведение предприятий, то ли в аренду, то ли приватизирован.

 

КЛИМОВИЧ П. А., первый заместитель председателя горисполкома:

— По должностным своим обязанностям я контролирую все отрасли и службы городского хозяйства. На приемах и в практической деятельности приходится сталкиваться с самыми различными вопросами. Это просто официально у нас дни приема, но если человек приходит с какой-то бедой — двери не закрываются, стремимся принять какое-либо приемлемое решение. Несовершенство законодательных актов, отсутствие механизма их реализации нередко сводят на нет многие наши инициативы.

Коснемся земельной реформы. Закон в 1991 году вроде бы и принят, но сколько в нем всевозможных оговорок. Коричневые почвы ЮБК, а именно на них произрастают леса первой группы с противоэрозийным значением, выделению под строительство и огороды не подлежат. Так что остаются только земли хозяйств, причем выделяться они должны по согласованию с землепользователем. В крайнем случае в судебном порядке.

Нужно создавать комитет по земельной реформе, а пока в штате один землеустроитель. Но тем не менее, не сидим сложа руки. Проводим непростую работу с землепользователями, изыскиваем землю под жилищное и индивидуальное строительство.

 

БОБЫЛЕВ В. Н., зам. председателя горсовета:

— В последнее время в связи с различными изменениями исполнительной и законодательной власти делается попытка поставить на повестку дня вопрос: нужны ли Советы? Да. Советы нужны, они существуют не только в нашей стране, в разных формах они существуют в различных странах. В Тиммендорфер Штранде муниципальный Совет состоит из 19 человек. У нас 68 депутатов, а организацию и обеспечение работы ведут только два человека: я и специалист по работе с Советами. Больше у нас оплачиваемых должностей нет. Если бы мы не привлекали к своей работе компьютерную технику, то справиться с большим объемом работы было бы непросто.

Советы нуждаются в реформировании, такой процесс идет. В обсуждении его участвуют и депутаты, и избиратели. Главное — сохранить огромный опыт, накопленный десятилетиями.

 

ШЕШУКОВ Н.И., управляющий делами горисполкома:

— Очень важной стороной в деятельности исполкома является повышение информации населения о том, как работают Советы и исполнительные органы для установления прочной, так называемой, обратной связи. Хорошо, когда население знает о том, как работают исполком и Советы, какие рассматривают вопросы, принимают решения. Все это способствует уменьшению распространения всевозможных слухов. В данном случае не в полной мере используются и возможности газеты.

Исполком несколько лет назад приступил к освоению компьютеров, приобретенных с помощью городов-побратимов. Положительные результаты налицо. Оснащение ими отдела социального обеспечения позволяет быстро производить трудоемкую работу по пересчету пенсий. Не случайно, на базе нашего исполкома недавно проходил республиканский семинар управляющих делами горисполкомов с целью изучения накопленного опыта.

Сейчас происходит переключение основной деятельности местных Советов с политической плоскости в экономическую, что требует совершенствования форм и методов по координации развития местного хозяйства.

 

ЕВЛАХОВА Н. П., зав. горфинотделом:

— Любое государство должно иметь власть, любая власть сильна своей исполнительной властью, и от того, какие решения будут принимать Советы и как оперативно они будут выполняться — будет честь и хвала и Советам, и исполкомам. Все хозяйственные вопросы напрямую или косвенно стыкуются с нашей финансовой базой. На сколько силен наш бюджет, наши дополнительные источники, так мы и сможем решать эти вопросы. Обстановка кризисная в нашем государстве, и совершенно ясно, что мы не располагаем возможностью сделать суверенный бюджет, который будет процветать. Но исполком предпринял все меры, чувствуя сложность тех проблем, которые могут возникнуть уже в этом году, и потому на начало бюджетного года мы имели резервы 8 миллионов, что позволило по итогам первого квартала получить 15 миллионов дохода. Но так как расходная часть составила 29 миллионов, мы были вынуждены взять ссуду, которая позволит стабилизировать положение в первом полугодии, потому как в следующем полугодии мы рассчитываем получить все-таки доходы за землю.

Но я хочу сказать с полной ответственностью, что все эти 29 миллионов пошли на социальную сферу, на нужды города. В пределах 4 миллионов отдали городскому хозяйству — капитальный ремонт объектов благоустройства, жилья, на поддержание чистоты, 12 миллионов — народное образование, в том числе 5 миллионов — зарплата учителям, бесплатное питание детей 1-4 классов в хозяйственные расходы. 11 миллионов — здравоохранение (зарплата, питание и медикаменты). Аналогично, на культуру и содержание социального центра обслуживания пенсионеров. Нами не было сорвано ни одно финансирование заработной платы. Наша бюджетная сфера еще не почувствовала того кризиса, потому что отдавали средства по первому зову под все эти нужды.

В мае мы выйдем на сессию с бюджетом уже на весь год. А пока пытаемся убедить правительство Крыма оставлять в городе не 30, а шестьдесят процентов отчислений от налога на добавленную стоимость.

 

КОРОБЧЕНКО Н. И., зам. председателя горисполкома:

— Непросто в нынешнее время планировать свою работу, поскольку жизнь постоянно вносит коррективы. Верховный Совет и правительство Украины принимают очень \ много законов и нормативных актов и порой задумывается как их реализовывать в практику. Вспомним хотя бы введение многоразовых купонов. Мне как председателю комиссии пришлось сполна испытать издержки этого нововведения.

Вступление, а точнее приближение к рыночным отношениям, особенно больно ударило менее защищенные слои населения: пенсионеров, инвалидов, лиц с низкими доходами. Поэтому одной из задач является выработка мер, направленных на смягчение существующего положения.

 

КАЛЯДИН Б. К.

— Разумеется, рамки нашей беседы не позволяют осветить все стороны той непростой работы, которую осуществляют городской Совет, его исполнительный комитет, а также в полной мере ответить на все поставленные вопросы. Мы будем стремиться поддерживать обратную связь через встречи депутатов, создание комитетов по самоуправлению и людей, заинтересованных в улучшении работы. Предела, как известно, совершенствованию нет.

В заключение хочу от всей души поздравить всех алуштинцев от имени городского Совета, горисполкома с праздником международной солидарности, пожелать выдержки, стойкости, исполнения надежд, крепкого здоровья и счастья. Сегодня, в это трудное время, солидарность нам необходима как никогда.

Встречу провели:

Н. АЛЕКСЕЕВ,

И. МАРКОВА.

На снимке: вид Алушты.

Фото К. Дудченко.

Газета "Алуштинский вестник", №16 (74) от 23.04.1992

 

 


Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях