И в Алуште были клады

В подшивке городской газеты «Ленинский путь» за 1950 год мы нашли прелюбопытную информацию. Называется она «Археологические открытия в Алуште». В ней Е. Веймарн, ст. научный сотрудник Крымского филиала Академии наук писал следующее:

«В августе и сентябре 1950 года Алуштинским краеведческим музеем и Крымским филиалом Академии наук СССР были организованы и проведены археологические раскопки на территории Алушты, у старого маяка.

Раскопками вскрыта площадь около 150 кв. метров, на которой обнаружена одноапсидная средневековая церковь и более 30 могил, выложенных и покрытых каменными плитами.

...Установлено, что могильник был трехслойный и просуществовал, как и церковь, с X по XV век. Из многочисленных золотых, серебряных и бронзовых мелких предметов, найденных в могилах, особое место занимают находки в одной из могил внутри церкви. Здесь был похоронен, по-видимому, или знатный вельможа, или служитель культа. В этой могиле, сложенной из крупных каменных плит, были найдены остатки парчевой одежды и 86 золотых нашивных бляшек тончайшей филигранной работы. Некоторые, более крупные бляшки украшены полудрагоценными камнями и мелкими жемчужинами. Эти вещи относятся к X веку и по своему стилю напоминают золотые изделия, найденные в Корсуне.

Находки в Алуште, сделанные во время раскопок этого года, подтверждают, что в X веке Южное побережье Крыма было тесно связано с древнерусской культурой, и что обитатели Алуштинского района, живя на берегах Русского моря (так русские летописцы и восточные писатели этого времени называли Черное море), были уже крепко связаны со славянами, с Киевским государством...»

Холм, на котором тысячелетия назад стояла крепость, а рядом церковь и кладбище, находился на набережной, там где нынче расположено ателье по ремонту и пошиву одежды и ниже к фонтану.

Обследование средневекового могильника и кладбищенской церкви дало археологам обширный и интересный материал. Думаю, что некоторые из подробностей заинтересуют и наших современников.

Итак, как показали исследования, могильник существовал около восьми веков. Церковь же была разрушена в 15 веке во время турецкого завоевания Крыма, задолго до упразднения кладбища.

Многие могилы подверглись ограблению, большей частью давно, еще в средние века. Несмотря на это, инвентарь могильника самый разнообразный. В женских погребениях находилось много всевозможных бус: из стекла, янтаря, халцедона, сердолика, ажурные пронизи из серебра и золота. Бусы из полудрагоценных камней в древности служили вроде амулетов. В Крыму был широко распространен сердолик. По преданию, этот камень отводит злых духов и повышает настроение. Одежда погребенных была украшена изящными золотыми и серебряными пуговицами и бляшками. Были найдены даже минеральные краски пурпурного и красного цветов: видимо, женщины при жизни пользовались ими в качестве румян или цветной пудры. Удивительна оригинальная серебряная подвеска, которая при малейшем движении издавала мелодичный перезвон.

Совершенно особое место по своему богатству занимала могила, расположенная внутри церкви, в ней было найдено 137 различных предметов, среди которых 85 — из чистого золота. Такое обилие драгоценностей в могиле средневекового времени — очень редкое явление. Оно красноречиво свидетельствует о богатстве и важном значении Алустона в этот период. Надписи на могильных плитах говорят о том, что население Алустона, во всяком случае его большинство, пользовалось греческим языком.

Средневековый Алустон населяли коренастые и широкоплечие люди. Занимались они земледелием и скотоводством. Золотые украшения из далекой Золотой Орды, шелковая и парчевая одежда из тканей, поступавших с Ближнего Востока, привозная посуда, цветные стекла для витражей свидетельствуют о развитом торговом обмене.

К сожалению, крепость и непосредственно примыкавшая к ней остальная площадь, где, по-видимому, было поселение, не раскапывались. Более подробную информацию о раскопках 1950 года можно найти в книге К. Когонашвили и О. Махневой «Алустон и Фуна».

Какова же дальнейшая судьба алуштинского клада? Увы, ничего определенного сообщить не можем. Традиционно провинциальные археологические находки были вывезены в центр. Где-то там, в запасниках музеев Киева или Москвы, в коллекциях институтов они и хранятся. Хотя, конечно, логичнее было бы разместить уникальную коллекцию в местном музее. Пока что можно об этом только помечтать!

Книжно-газетные раскопки провела М. ДАШИНА.

Алуштинский пляж до революции.

Фоторепродукция А. Остапова.

Газета "Алуштинский вестник", №05 (63) от 06.02.1992

 

 


Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях