Инструмент актера — его душа

Автограф для читателей «АВ»

Накануне Нового года Украинское телевидение показало фильм «Даниил — князь Галицкий», повествующий о событиях, происходивших в XIII веке. Главную роль в киноленте сыграл киноактер и каскадер Виктор ЕВГРАФОВ, знакомый зрителям по фильмам «Ярославна — королева Франции», «Черный замок Ольшанский», «В двух шагах от «Рая», «Сестра моя, Люся», телесериалу «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и другим.

Сегодня князь Данило Романович, монах Даниил, пулеметчик Чиликин и профессор Мариарти — гость нашей новой рубрики «Автограф для читателей «АВ».

— Виктор Иванович, с чего начиналась ваша кинематографическая биография?

— Окончив с отличием ГИТИС, я некоторое время работал в театре и снимался в кино в качестве каскадера. Помогла физическая подготовка. В те годы не было, как таковой, профессии каскадера, но были люди, которые дублировали героев в опасных сценах. Приходилось и мне гореть, падать с лошади на полном скаку, прыгать с высоты... Эта прекрасная школа трюков пригодилась впоследствии на съемках фильмов, в которых я исполнял главные или второстепенные роли. К слову, физическая выносливость, сила, ловкость и умение собраться просто жизненно необходимы любому актеру.

Так, к примеру, во время съемок фильма «В двух шагах от «Рая» приходилось, что называется, на себе таскать пулемет — а это почти 16 килограммов — к месту съемки (пять километров горной дороги). А потом бегать, стрелять — дубль за дублем... Уставал. Но чувствовал, насколько для меня это важно — понять, что испытывал человек в экстремальных условиях...

— Тут речь может идти о так называемых актерских приспособлениях? Для создания образа героя.

— Поиск образа идет всякий раз по разному. Основной инструмент актера — его душа. Но нередко помогает «приспособление» — внешнее, которое позволяет ощутить образ, проникнуть во внутреннее состояние героя. В «Комендантском часе» я играл советского военнопленного. Конечно, можно изобразить усталость, мучения, но как ощутить это, достигнув убедительности? В костюмерной, среди старого реквизита, разыскал стоптанные кавалерийские сапоги с изрезанными голенищами. Вроде, несущественная деталь, но сапоги эти (кстати, на размер меньше) дали мне походку, чувство того, что мои ноги разбиты, опухли... Но все же главное, я повторю — душа актера, степень эмоциональной наполненности образа.

— На экране мы видим результат, и, сопереживая, порой не знаем, что происходило во время съемок за кадром, какие «хитрости» применяли для создания того или иного эффекта. Могли бы Вы, хоть на одном примере поделиться кинематографическим «секретом»?

— В фильме «Девушка и Гранд» тренер по конному спорту, которого я играл, имел порочный метод воспитания лошади — путем запугивания. До меня «избиение» производил настоящий тренер, но чересчур натурально и — неэффективно. Конь пятился, изворачивался, оператору не помогал даже «наезд на крупный план». Коня же я в свободное от съемок время выезжал, знал его привычки, манеры. И настоял, чтобы делать «избиение» самому.

Легкое наказание лошади поводом («цуг») — и конь становится на дыбы. В это время — фиксированный удар хлыстом, без касания. Благодаря движению, получилось очень убедительно. Самое же главное, я не нанес коню ни физической боли, ни психологической травмы. А это очень важно: лошадь — умное животное, которое все понимает. После отработки на съемочной площадке он охотно брал из моих рук поощрение — кусочек сахара. Значит, не затаил злобы.

Что же касается эффекта, то на премьере фильма в одном из кинотеатров женщина, сидящая впереди меня, произнесла с ненавистью, глядя на сцену «избиения»: «Живодер! Его бы этим кнутом!»... Вот так.

— Виктор Иванович, и еще несколько слов о каскадерах, трюковых сценах. Как вы относитесь к актерам, которые сами выполняют трюки?

— Даже отлично подготовленному человеку необходимо техническое оснащение, экипировка, средства защиты, страховка при падении... У неосведомленных людей существует ошибочное мнение, что если каскадера толкнуть с пятого этажа, он запросто поднимется с асфальта выполнять другой дубль. Этого не будет при таком исполнении! Необходим предельно точный расчет, выверенность, профессионализм. Я не имею права называть себя профессионалом, хотя многое умею и мне это помогает в работе и в жизни. Но все же я — актер. Достоинство же актера определяется богатством его внутреннего мира. И умение выполнять без дублера сложные трюки не должно являться стимулом для удовлетворения и утверждения собственного «Я». Актер не имеет права рисковать там, где нет такой необходимости...

Владение приемами борьбы, искусством метания ножей, самозабвенные занятия конным спортом, вождение экипажей: шестерок, четверок, пары — все это очень пригодилось В. Евграфову.

— Это талантливый и трудолюбивый актер, — отозвался о нем кинорежиссер И.Ф. Масленников. — Актер четких и резких красок. Он способен создавать образы и тонкие, и гротескные, в которых никогда не перестает быть убедительным...

Нам осталось добавить, что в перерывах между съемками очередной картины Виктор Евграфов непременно приезжает в Алушту, где живет его семья.

В. МЕХОНЦЕВ. На снимке: рабочий момент съемок телеверсии «Трех мушкетеров».

Фото В. Чиркунова.

Газета "Алуштинский вестник", №01 (59) от 09.01.1992

 

 


Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях