Трудный путь к взаимопониманию

В исполкоме горсовета

Национального вопроса в чистом виде не существует. Он тесно переплетается с социал-политическими, экономическими, нравственными проблемами, стоящими перед всей страной, всем обществом. В каждом конкретном регионе страны решение национальных проблем приобретает свои особенности.

По-человечески понятно стремление подвергшихся депортации народов как можно быстрее вернуться на родину. Но, к сожалению, одним махом эту сложную социально-экономическую задачу не решить. Требуются время, терпение и совместная кропотливая работа. Меры по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар, определены многими республиканскими и союзными постановлениями. В частности, в последнем Постановлении Кабинета министров СССР «Об организованном возвращении крымских татар в Крымскую АССР и гарантиях по их обустройству» определен целый комплекс конкретных направлений работы.

Как же у нас, в Алуште, государственные и хозяйственные органы практически реализуют решение задач, связанных с возвращением крымских татар? Этот вопрос был обсужден и глубоко проанализирован на одном из последних заседаний исполкома. Предлагаем читателям познакомиться с кратким изложением состояния дел и принятых по этому вопросу решений.

 

До депортации, в апреле 1944 года, в Алуштинском районе проживало 15969 татар — 84 процента от всего населения. В результате варварских акций, после выселения, число жителей Алушты уменьшилось в 10 раз! Комментарии к этим жестоким фактам, думается, излишни.

По переписи 1989 года в Алуште и районе проживало более 58 тыс. человек: 74 процента — русские, 21 — украинцы, 5 процентов составили представители других национальностей. Сегодня в очереди на квартиру стоят 4048 семей. Чтобы обеспечить их всех жильем хотя бы к 2000 году (даже без учета возвращающихся), необходимо увеличить объемы ввода жилья вдвое. Время ожидания благословенной квартиры в среднем 15 лет, а очередь за ней за последние пять лет увеличилась вдвое.

В городе не хватает 1000 мест в детских садиках, около 3 тысяч в школах, 210 коек в лечебных учреждениях и т.д. Особенно катастрофично состояние социальной инфраструктуры в селах, а ведь именно они приняли на себя основную нагрузку, связанную с выделением земельных участков для индивидуальной застройки.

Исходя из расчетов горисполкома, статистики инициативно возвратившихся в 1990-91 годах, предполагается увеличение численности города и района на 8-10 тысяч человек. Если решение этой проблемы обеспечить только за счет индивидуального строительства, потребуется более 150 гектаров земли, если путем многоэтажного строительства — это 150 тысяч квадратных метров жилья (семилетняя программа ввода жилья всех имеющихся строительных управлений!). Оптимальным, конечно же, будет использование обоих направлений. Кроме того, нужны капитальные вложения в коммунальное хозяйство, инженерное обеспечение, объекты социально-культурной сферы.

Для обеспечения занятости возвращающихся на родину необходимо создать дополнительно около шести тысяч рабочих мест (стоимость одного рабочего места составляет от 10 до 75 тысяч рублей). Естественно, встает вопрос и значительного увеличения продовольственных запасов. Если суммировать — примерные расходы, связанные с возвращением 8-10 тысяч человек, это составит примерно 90 миллионов рублей, что превышает городской бюджет в три раза. Такие сложные экономические задачи требуют комплексной, рассчитанной на перспективу, программы. Но самое главное, подкрепление этой программы материальными и финансовыми ресурсами.

Несмотря на трудности, первые реальные шаги уже сделаны. Выделено 430 земельных участков под индивидуальную застройку (из них 52 участка в этом году), оформлена купля-продажа 16 домов. В этом году по приглашениям Комитета по делам депортированных народов город принял 52 семьи. До конца года планируется возвращение еще 100 семей. Комиссия 8 раз выезжала для изыскания земли под индивидуальное строительство (изыскано в общей сложности около 8 гектаров земли в селах Верхняя Кутузовка, Запрудное, Малореченское).

Дефицит земли и воды, еще раз подтверждает: в дальнейшем без образования новых населенных пунктов (Ореховая Роща, Канакская Балка) решить проблему расселения крымскотатарского населения будет весьма трудно.

Определенная работа проделана по обеспечению застройщиков строительными материалами. К сожалению, удалось удовлетворить их потребности пока лишь на 20 процентов. Объединенной дирекцией строящихся предприятий при Комитете по делам депортированных народов частично выполнены проектно-изыскательские работы по газификации села Изобильное.

Сегодня, по данным центра занятости, в городе и районе прописано 317 крымскотатарских семей, состоящих из 1203 человек. Согласно примерной схемы расселения предусмотрено организованное возвращение 220 крымскотатарских семей в 1992 году. По годам схема расселения выглядит следующим образом: 1991 г. — 150 семей, 1992 г. — 220 семей, 1993-1995 гг. — по 330 семей, 1996 г. — 370 семей. Общее количество 1730 семей, с учетом 4 семей, уже получивших жилье.

Проанализировав ситуацию по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар, исполком наметил на ближайшее время важнейшие направления работы. Приведем лишь некоторые из них.

► Обеспечить до конца года выделение 100 земельных участков.

► Просить объединенную дирекцию строящихся предприятий при комитете по делам депортированных народов совместно с горисполкомом решить вопросы создания в Алуште строительного подразделения производственной базы для работы строителей и специалистов из числа крымских татар.

► Совместно с управлением градостроительства и архитектуры рассмотреть вопрос о выделении площадки под строительство многоэтажных жилых домов.

► Управлению архитектуры, сельисполкомам усилить контроль за ходом строительства индивидуальных жилых домов, инженерных коммуникаций и дорог.

► Просить Совет Министров Крымской АССР решить вопросы по отводу земельных участков под новые населенные пункты, по выплате компенсаций временно не работающих из числа депортированных.

В одном газетном материале невозможно охватить все аспекты проблемы возвращения депортированных народов. В заключение хотелось бы только еще раз подчеркнуть — восстановление доверия и согласия между народами различной национальности может быть достигнуто только на принципах равноправия и взаимопонимания. Более того, национальное согласие должно достигаться при обязательном учете интересов всех народов. Для этого нужны годы. Издержки поведения, конфликты неизбежны. Другое дело, как они будут разрешаться. А это зависит от позиции, уровня понимания проблемы каждого из нас.

Подготовила Т. ПРИНЦЕВА.

Газета "Алуштинский вестник", №30 (43) от 12.09.1991

 

 


Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях