В центре внимания — человек

Наши интервью

Работать местной власти в нынешних условиях крайне сложно. Кризисными явлениями характеризуется экономика, обостряются политические и межнациональные отношения... Свой отпечаток накладывают социальные проблемы: дефицит товаров, инфляция, резкое повышение цен, обмен купюр, введение — отмена — и вновь введение купонов... К этому же необходимо добавить два референдума. Словом, период для горсовета, который был обновлен почти на 80 процентов на выборах 1990 года, складывался напряженным.

Что же удалось сделать? Как обеспечивается выполнение социально-экономических программ, зашита населения, особенно малоимущего, от отрицательных факторов перехода к рыночным отношениям?

С этими вопросами мы обратились к председателю Алуштинского городского Совета, председателю горисполкома, Борису Кузьмичу КАЛЯДИНУ.

— За отчетный период (14 месяцев) нам удалось устойчиво выполнять доходную часть бюджета города. Далось это нелегко, поверьте. Пришлось немало поработать с дольщиками, дополнительно привлечены 6 миллионов рублей. Создана налоговая инспекция, которая существенно влияет на доходную часть бюджета. Только за первое полугодие доходная часть перевыполнена: 132,6 процента к плану.

— Как расходуются средства?

— Союзное и республиканское правительства приняли решение о повышении зарплаты работникам народного образования. Заверяли, что это будет профинансировано из средств вышестоящего бюджета. На деле нам восполнили лишь 50 процентов. Мы же за счет дополнительного фонда финансовых ресурсов выделили на народное образование уже 1 миллион рублей. До конца года необходимо еще 2 миллиона 680 тысяч.

Аналогичная ситуация по здравоохранению, где обстановка остается крайне сложной. Недостает постельного белья, лекарств, подорожало питание. Помимо 1 миллиона рублей, исполком принял решение на покрытие этих расходов выделить дополнительные средства.

Профинансирован ряд социальных программ. в частности, повышены пенсии участникам войны, которые получали менее 120 рублей. Плюс транспортные расходы, плата за бензин. 160 тысяч выплатили мы из городского бюджета. Нами организован центр по социальному обслуживанию пенсионеров, который также потребовал немалых средств: кроме 236 тысяч, мы дополнительно выделили 100 тысяч рублей на ремонт здания.

Крайне остро стоит вопрос, в условиях перехода к рынку, в строительном комплексе города. Отрасль будет финансироваться также за счет средств из местного бюджета. За первое полугодие на эти цели выделено полтора миллиона, до конца года надо еще три.

— Где деньги брать? Вечный вопрос...

— Да. Сложно обеспечить все отрасли городского хозяйства. Однако за отчетный период нам удалось это, и в работе горисполкома, горсовета — это главное. Сегодня горисполком стал действительно штабом, куда стекаются все нити многочисленных проблем.

У нас нет крупных промышленных предприятий, которые бы отчисляли в городской бюджет солидные суммы. Курорт? Он нам практически ничего не дает. Для примера могу сказать, что из 11 миллионов 239 тысяч рублей доходной части бюджета, которые мы получили за первое полугодие, доля курорта составляет полтора процента — 160 тысяч.

В чем мне видится выход? Есть три пути. Повысить рентабельность здравниц — тут неизбежно удорожание путевок. Это неприемлемо. На централизованное финансирование города-курорта рассчитывать не приходится. Остается третий, более реальный путь — в полном объеме ввести плату на землю. На второй сессии Верховного Совета Крымской АССР этот вопрос был воспринят депутатами неоднозначно. Мне пришлось выступить и убеждать, что только в этом случае мы сможем формировать такой бюджет, который хотя бы на среднем уровне обеспечит развитие всей инфраструктуры курорта и его экологическую защиту.

Еще один пример, в качестве иллюстрации. Лишь для обеспечения водоснабжения и водоочистки восточной зоны Алушты (Солнечногорское, Малореченское, Рыбачье) потребуется около 100 миллионов рублей!..

— Нужно выполнять и государственную программу по размещению и трудоустройству крымскотатарского населении, возвращающегося на родную землю?

— Несомненно. Мы ведем кропотливую работу. Особенно насыщенной она была в минувшем году, когда убедительно-разъяснительная работа, конкретное выполнение задач позволили стабилизировать обстановку.

По госпрограмме нам предстоит принять до 10 тысяч человек. Согласно нашим расчетам, для строительства жилья, школ, детских учреждений, больниц, словом, всей инфраструктуры, до 1996 года потребуется 90 миллионов рублей.

В населенных пунктах Алушты уже выделено 430 земельных участков, оформлена купля-продажа 16 домов. В будущем году предстоит принять 220 семей, с 1993 по 1995 — ежегодно по 330 семей. И в 1996 году — 370.

Специальная комиссия горисполкома, работая совместно с комитетом по делам депортированных народов Крыма, занимается вопросом изыскания и отвода земель. Одна из проблем, сдерживающая выполнение госпрограммы, — слабая обеспеченность города строительными материалами. Она составляет 20 процентов...

— Борис Кузьмич, а как выполняется другая, тоже важная программа для алуштинцев — «Жилье 2000»?

— Многие, откровенно говоря, считают, что с ней надо распрощаться. Я не стою на такой позиции. Необходимо стремиться ее выполнить. Другое дело, что в условиях перехода к рынку не четко определены пути. Ясно одно — у кого будут деньги, материальные ресурсы, достаточно развиты мощности подрядных организаций — тот будет строить.

Здесь также несколько путей. Брать ссуду в банке, заключать договор со строителями. Однако надо не забывать, что стройматериалы подорожали, а ссуды дают под рыночный процент — 11% ...Шире нужно развивать индивидуальное строительство.

При всех вариантах необходимо соблюдать принцип социальной справедливости. В первую очередь должны получать жилье люди, которые стоят на квартирном учете.

— Хотелось бы и здесь проиллюстрировать цифрами положение со строительством жилья, показать динамику роста населения.

— В этом году нам предстоит ввести 40,2 тысячи квадратных метров жилой площади на 738 квартир. Для сравнения скажу, что среднегодовой ввод жилья в прошлом составлял 27,6 тысячи квадратных метров — 500 квартир. Учитывая, что в городе около 3 тысяч человек на квартирном учете, то арифметически, казалось бы, проблему можно решить за пять-шесть лет. Однако это не так.

Численность населения только по городу растет. Если в 1986 году в Алуште проживало 33,8 тысячи человек, то в нынешнем — 37,8. Естественный прирост снижается. В 1986 году он составлял 240 человек, а сейчас — -100. Но возрастает миграция населения. Если в том же 1986 году к нам приезжало 470 человек, то в 1991 —700.

Эту тенденцию следует понять. Надо предприятиям и организациям города опираться все же на местные трудовые ресурсы, не приглашать со стороны. Тем более уже сейчас в центре занятости до 1 тысячи человек на учете, просят трудоустройства.

В условиях Южнобережья очень остро стоит вопрос с отводом земли для массового жилищного строительства. Третий год, например, решается вопрос о 60 гектарах для продолжения застройки 4 микрорайона (Юбилейная, 60 лет образования СССР) — в Верховном Совете, Совмине республики. Мы неоднократно обращаемся туда с настойчивыми просьбами ускорить дело. Свое согласие дали землепользователи — совхоз-завод «Алушта», ПО «Массандра», однако на уровне Совмина, республиканского управления по землеустройству пока все и остановилось...

Так что, не всегда местная власть в состоянии быстро решать данные вопросы. Для того, чтобы ускорить это, помогут не только усилия депутатов, но и наших горожан, которые скажут свое слово через средства массовой информации.

— Завершая беседу, не удержусь от вопроса, который, судя по нашей почте, интересует читателей газеты: совмещение должностей председателя городского Совета и горисполкома — оправдано ли это?

— Совмещение предусмотрено Законом, и, я считаю, что на данном этапе это сделано правильно.

Во-первых, потому, что горсовет, принимая решения на сессиях, должен быть уверен, что они будут реализованы. А это, как правило, связано с финансовыми ресурсами, которыми распоряжается при разделении должностей председатель горисполкома. Теперь же, поскольку должности совмещены, — все концентрируется в одних руках.

Как будет в дальнейшем? Поживем — увидим. Сегодня не окончательно определена эта структура местного самоуправления: горсовет, горисполком. Есть уже и мэры в Союзе, поговаривают о муниципалитетах...

Ну, а во-вторых, совмещение необходимо и для координации действий Совета и исполкома. Здесь намечался водораздел, в чем-то он и сейчас еще проявляется. Однако в главном усилия — объединены.

Беседу вел В. УРАЛОВ.

Газета "Алуштинский вестник", №26 (39) от 15.08.1991

 

 


Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях