(1873-1924) Известный русский поэт, прозаик, драматург, теоретик литературы.
В.Я. Брюсов родился в Москве 1 (13) декабря 1873 года в купеческой семье среднего достатка. Писать стихи начал, еще будучи гимназистом, о чем в автобиографической книге «Из моей жизни» вспоминал: «Страсть моя к литературе все более возрастала. Я перепробовал все формы — сонеты, терцины, октавы, триолетты, рондо, все размеры... На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того, чтобы учить уроки, я писал».
В 1894 году, спустя год после окончания гимназии и поступления на историко-филологический факультет Московского университета, Валерий Брюсов выпустил первую, а вслед за ней, в 1895 году, еще две книги стихов под названием «Русские символисты», подписавшись под ними разными именами. В 1895 году поэт выпустил сборник «Шедевры», впервые подписавшись своим именем. Через два года В. Брюсов издал книгу стихов «Это — я», став признанным лидером модного в то время литературного течения «символистов». Называли их также «декадентами».
В 1900 году в Москве появилось издательство «Скорпион». Оно выпускало произведения писателей-модернистов, символистов, книги по искусству. Одной из первых книг издательства стал сборник В. Брюсова «Третья стража». Мысленно оглядывая глубокую древность и недавнюю историю, поэт обращался к современникам с вопросом: что же важно для нас услышать из «голоса родных теней»? «Третья стража» стала переломным этапом в творчестве Валерия Брюсова. Свое новое «я» он утвердил в следующем сборнике — «Urbi et Orbi» («Городу и миру»), который вышел в свет в 1903 году. Эту книгу В. Брюсов посвятил своему старшему другу, декаденту Константину Бальмонту, такому же, как он сам, яркому представителю «серебряного века» русской поэзии (впоследствии их пути бесповоротно разойдутся).
Александр Блок, рецензируя сборник, отметил, что он превосходит все, ранее написанное В. Брюсовым, главное содержание книги — любовь к жизни: «Беспочвенное декадентство осталось далеко позади, и путь к нему окончательно загражден». Видимо, не случайно Валерий Брюсов назвал выпущенный им в 1908-1909 годах трехтомник своих произведений «Пути и перепутья». В последнем томе который назывался «Все напевы», автор в предисловии написал: «Эти «пути» пройдены мною до конца, и менее всего склонен я повторять самого себя». Таким образом, зачинатель движения символистов это движение и прекратил. Однако «младшие» — А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов — продолжали «декадентствовать», отстаивая право этого течения на жизнь уже без участия В. Брюсова.
В 1916 году поэт издал новый сборник стихов «Семь цветов радуги». В него вошли произведения, написанные в 1912-1915 годах. До этого был еще сборник «Зеркало теней», который, наряду с еще одной дореволюционной книгой стихов «Стефанос» (греч. «Венок»), признан образцом художественного совершенства В. Брюсова в дооктябрьский период его творчества. Неизбежность революции в России Валерий Брюсов интуитивно ощущал еще в 1905 году, когда он не ошибся, и в 1917 году, когда его догадки также подтвердились. После Октябрьской революции поэт не ушел в тень, не стал эмигрантом и не пытался быть вторым Маяковским: он остался Брюсовым и нашел себя на родине, в новом обществе. Продолжая литературное творчество, Валерий Яковлевич издал пять небольших поэтических сборников, сосредоточившись более всего на педагогической работе, прозе и теории литературы, а также на переводах.
В.Я. Брюсов создал и возглавил Институт литературы, в который привлек десятки молодых талантов. В Наркомате просвещения у А.В. Луначарского поэт руководил библиотечным, затем литературным отделом. Валерий Яковлевич много занимался переводами армянских поэтов. В 1923 году за подготовку обширной антологии армянской поэзии он был удостоен почетного звания народного поэта Армении.
Не все, что было написано В.Я. Брюсовым в советский период его творчества, увидело свет, многое из опубликованного не переиздавалось в течение 70-80 лет. Ныне читатель имеет возможность полнее изучить творчество поэта, ознакомившись с книгой С.И. Гиндина: «В. Брюсов. Заря времен», вышедшей в 2000 году в Москве. В этом сборнике помещена драма В. Брюсова «Диктатор». Впервые она была опубликована в 1986 году в 4-м номере журнала «Современная драматургия». В книге С.И. Гиндина она дана с уточнениями по авторской машинописи. Это была центральная вещь В. Брюсова (как гражданина) в послеоктябрьский период и первое в отечественной литературе произведение, предостерегающее о возможности единоличной диктатуры в СССР. Автор назвал эту вещь так: «Диктатор, трагедия в пяти действиях и семи сценах из будущих времен». И — как в воду глядел...
В. Брюсов закончил работать над ней 7 ноября 1921 года, а публичное чтение состоялось в Московском Доме печати 2 декабря. Публика тогда не восприняла всерьез предостережений поэта. Однако, несмотря на славу В. Брюсова, его связи и положение в новом советском обществе, власти не допустили драму к публикации.
«Что касается фактов моей личной жизни, — писал поэт в одной из автобиографий, — то я совершил немало маленьких «путешествий». Еще ребенком я был с родителями в Крыму. Студентом я опять ездил в Крым и на Кавказ. По окончании университета я с женой (женился в 1897 году — Авт.) провел два лета в Крыму и одно в Ревеле».
В общей сложности поэт побывал на полуострове пять раз: впервые 14-летним подростком и в последний раз — незадолго до смерти. После приезда в 1896 году родилось стихотворение «Четкие линии гор». В конце апреля 1898 года, приехав в Крым с женой, поэт поселился в Алупке, которую полюбил навсегда. Валерий Брюсов тогда много ходил пешком по живописным окрестностям и, очарованный красотой Алупкинского парка, написал ему посвящение:
Там дышат лавры и миндаль
При набежавшем тихом ветре,
А сзади, закрывая даль,
Уходит в небо пик Ай-Петри.
Впечатления, полученные в этот приезд, завершились циклом стихов «Крым. Черное море». В середине июня 1898 года Брюсовы покинули Алупку и, сев в Ялте на пароход, прибыли в Феодосию. Однако «город Айвазовского» произвел на них удручающее впечатление. Торгово-портовая суета напомнила поэту знакомую купеческую обыденность центральных городов России, и они с женой буквально бежали домой, горько сожалея, что им так мало удалось побыть на ЮБК.
Еще один поэтический цикл В. Брюсова — «Южный берег» — сложился после приезда в Крым в 1899 году. Вновь любимая Алупка, продолжительные пешеходные прогулки и даже «походы»: в Алушту, Косьмо-Дамиановский монастырь, по горам и лесам назад, спуск в Гурзуф, возвращение в Ялту и Алупку. Одним из наиболее эмоциональных произведений второго Крымского цикла стало стихотворение «Белый цвет магнолий». Крым как бы примирял поэта с той действительностью, от которой он искал спасения в творчестве.
Последний раз поэт приезжал в Крым в 1924 году. Его здоровье уже было основательно подорвано. В июле Брюсовы жили в Алупке, августе-сентябре отдыхали в гостях у М. Волошина в Коктебеле.
Умер Валерий Яковлевич в Москве 9 октября 1924 года на 51-м году жизни.
«Все мы учились у него, — с горечью говорил после его кончины Сергей Есенин. — Утрата тяжела еще более потому, что он всегда приветствовал все молодое и свежее в поэзии...»
Источник: Сухоруков В. Н. Биографический словарь Крыма. Книга первая — Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. — 528 с, илл.
Фото: Википедия
Комментарии
Список комментариев пуст
Оставьте свой комментарий