Аверченко Аркадий Тимофеевич

(1880-1925) Знаменитый российский писатель-сатирик, уроженец Севастополя.

 

Аверченко Аркадий Тимофеевич
Аверченко Аркадий Тимофеевич

Его сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О'Генри, а простая читающая публика жаловала Аркадия Тимофеевича титулом «короля смеха». Книги «Рассказы (Юмористические)», «Зайчики на стене», «Веселые устрицы», «Круги по воде», «Рассказы для выздоравливающих», сотрудничество с петербургскими театрами вознесли А. Аверченко на литературный Олимп еще в 1912 году. В следующие пять лет писатель с феерическим успехом подтверждал звание лучшего юмориста России. Но вот наступил 1917-й год, когда буквально всю страну захватила политика.

Сам писатель называл свой смех «беспартийным», однако с этим не согласились пришедшие к власти большевики. В августе 1918 года они закрыли редактируемый А. Аверченко журнал «Новый Сатирикон», чем заявили о политической неблагонадежности юмориста. Писатель вынужден был бежать из Петрограда: Москва, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Екатеринодар (ныне Краснодар), Новороссийск, Мелитополь... В начале апреля 1919 года он приехал в Севастополь.

Это был город его юности. Здесь, в семье мелкого торговца, Аркадий Тимофеевич родился 15 (27) марта 1880 года. Отец, Тимофей Петрович, был большим выдумщиком, но никудышным купцом. «Когда мне исполнилось 15 лет, — писал А. Аверченко в «Автобиографии», — отец однажды сказал мне: «Надо тебе служить». Отрочество кончилось, Аркадий стал конторщиком в родном городе, а год спустя судьба привела его в Донбасс.

Позже, внутренне содрогаясь, писатель вспоминал: «Шестнадцати лет я расстался со своей сонной транспортной конторой и уехал из Севастополя на какие-то каменноугольные рудники... Это был самый грязный и глухой рудник в свете... Когда правление рудников было переведено в Харьков, туда забрали и меня, и я ожил душой и окреп телом».

В Харькове состоялся литературный дебют Аркадия Аверченко. 31 октября 1903 года местная газета «Южный край» поместила его первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Для едва обученного грамоте 22-летнего служащего это было большим событием.

Дело в том, что в детстве Аркадий ловко уклонялся от учебы, всячески поддерживая версию о его слабом здоровье. «И я так и остался бы неграмотным, — признавался писатель в «Автобиографии», — если бы старшим сестрам не пришла в голову забавная мысль: заняться моим образованием».

Сестер — а их у писателя было шесть — можно было понять.

Из трех мальчиков, родившихся в семье, двое умерли в младенчестве. Для сестер Аркадий был единственным братиком — вот они и старались. Позже, вне дома, будущий «король смеха» окончил два класса городского реального училища — вот и все образование.

Но вернемся в Севастополь, куда писатель приехал в начале апреля 1919 года и откуда, сидя на трюмных мешках с углем, вынужден был отплыть на пароходе в Константинополь. Чем же был занят А. Аверченко до 10 ноября 1920 года, когда навсегда покинул отвергнувшую его родину?

Ответ на этот вопрос дают публикации Аверченко в севастопольской газете «Юг», с 24 марта 1920 года переименованной в «Юг России», воспоминания товарища писателя Н. Брешко-Брешковского и книга профессора Д. Левицкого, последние годы жившего в США и пользовавшегося личным архивом Аркадия Тимофеевича.

В Крыму писатель творил практически без отдыха. С утра «заряжался», работая под музыку с пудовыми гирями. Днем, если удавалось, забегал на улицу Ремесленную, где жили его мать и две замужние сестры. Все остальное время он принадлежал редакции и театру, причем не одному, а нескольким. Писал и выступал как чтец, артист и конферансье, откликаясь на насущные проблемы с характерной для него остротой.

Вместе с А. Каменским писатель заведовал литературной частью театра-кабаре «Дом Артиста», созданного в Севастополе в сентябре 1919 года. Одной из первых постановок стала новая пьеса А. Аверченко «Лекарство от глупости», в которой автор выступал и в качестве актера. 2 ноября того же года Аркадий Тимофеевич вместе со знаменитой писательницей Тэффи (Надеждой Александровной Лохвицкой) дал большой концерт в театре Севастопольского городского собрания.

Еще один театр Севастополя — «Ренессанс» — отметил начало 1920 года премьерой по пьесе Д. Аверченко «Игра со смертью». Он же в середине января 1920 года организовал вечер юмора с участием Аркадия Тимофеевича. А в театре «Наука и жизнь» писатель выступал с моноконцертами либо вместе с популярной актрисой М. Марадудиной.

В апреле 1920 года на улице Екатерининской (ныне ул. Ленина), 8, открылся еще один театр с романтическим названием «Гнездо перелетных птиц». В нем писателя-юмориста принимали всегда с радостью. Пройдет немного времени, и Аркадий Аверченко сам возглавит труппу с тем же названием: «Гнездо перелетных птиц». Уже в Константинополе (Стамбуле) этот театр, вместе с кабаре Александра Вертинского «Черная роза», станет самым известным в эмигрантской среде. А тогда, в 1920-м, Аверченко успешно гастролировал с театром по Крыму, побывав с концертами в Балаклаве, Евпатории и Симферополе.

Любопытные сведения оставили современники писателя о его театральных вечерах в Севастополе: «Открывал вечер обычно сам Аверченко, из-за него, собственно, и ходили люди в театр, по вечерам». Писатель мастерски умел переходить от мягкого юмора к убийственной сатире. Вспомним его беседу с 8-летней девочкой в рассказе «Трава, примятая сапогом».

По сюжету, писатель случайно разговорился с этой девочкой. Она оказалась не только развитой не по годам, а еще и знатоком тонкостей военного дела. Жила она в районе боевых действий, где-то за рекой стреляли из пушек, и она безошибочно ориентировалась, когда летел снаряд, а когда рассыпалась в воздухе шрапнель. Так же легко она отличала беглую винтовочную стрельбу от выстрелов пулемета, который «стучит как швейная машинка».

Мать ее «при большевиках» получила в 1918 году «малокровие», на глазах девочки доживала свою молодую жизнь. Подавленный этим разговором, Аркадий Аверченко нашел в себе силы закончить рассказ большой верой в живительную силу Земли. «По зеленой молодой травке ходят хамы в огромных тяжелых сапожищах, подбитых гвоздями. Пройдут по ней, примнут ее. Прошли — полежал, полежал примятый, полураздавленный стебелек, пригрел его луч солнца, и опять он приподнялся и под теплым дыханием дружеского ветерка шелестит о своем, о малом, о вечном». Не случайно Аверченко называли то «красным солнышком» — за мягкость, то «барабанщиком литературы» — за точность характеристик.

Перед отъездом из Севастополя за рубеж А. Аверченко успел издать сборник рассказов и фельетонов «Нечистая сила». Один из экземпляров книги удалось передать в США, где сборник переиздали в 1921 году. К слову, не только эта, но и три последующие книги Аркадия Тимофеевича явились антологиями его рассказов, анекдотов и фельетонов (а их набралась не менее 190), опубликованных в севастопольских газетах «Юг» и «Юг России», а уж книга «Кипящий котел», о событиях Гражданской войны в Крыму, была исключительно севастопольской, хотя и появилась в 1922 году уже в зарубежье. Даже наблюдая за морем в турецком Стамбуле, писатель представлял, как оно неповторимо и непредсказуемо переходит «из зеркально-голубого в резко-синее» не «там у них», а в его родном Севастополе (рассказ «Осколки разбитого вдребезги», 1921 год).

Умереть ему суждено было вдали от родного Черного моря: А. Аверченко скончался в Праге 12 марта 1925 года, не дожив нескольких дней до своего 45-летия. Прах русского «короля смеха» покоится на Ольшанском кладбище чешской столицы...

 

 

Источник: Сухоруков В. Н. Биографический словарь Крыма. Книга первая — Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. — 528 с, илл.

Фото: eksmo.ru

 

 


Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях