(1920-1971) Известный советский летчик-истребитель.
Мастерски громил врага в годы войны, а затем поднимал в небо новые образцы советской авиационной техники. Профессионалы называли его летчиком от Бога.
Амет-хан родился в городе Алупке (к западу от Ялты, на Южном берегу Крыма) 25 октября 1920 года. Отец его, Султан-хан, был выходцем из дагестанского аула Цовкра-I на Кавказе, по национальности лакец, который в 14-летнем возрасте поселился в Крыму. В 1919 году он Женился на крымской татарке Насибе, которая родила Султан-хану двух сыновей. Первого назвали Амет-ханом Султаном.
В Алупке подросток окончил 7 классов. В школу, из-за очень малого роста, он был отдан в возрасте девяти с половиной лет. Затем учился в Симферопольском фабрично-заводском училище (ФЗУ) и одновременно в городском аэроклубе, в 1938 году совершил первые полеты. Решив стать профессиональным летчиком, поступил в Краснознаменное Качинское училище военных летчиков, которое окончил в звании младшего лейтенанта в марте 1940 года. Службу начал в Западном военном округе.
Свой боевой счет в годы Великой Отечественной войны Амет-хан открыл в небе над Ярославлем в конце мая 1942 года, таранив немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88» и выпрыгнув из своего самолета с парашютом. За этот подвиг Амет-хана наградили орденом Ленина.
Когда Амет-хан находился под Сталинградом, ему, вместе с другими летчиками, приходилось совершать по 3-4 боевых вылета в день. Особый азарт Султан испытывал, летая на самолете «Як-1» в составе 9-го истребительного авиаполка: 12 асов этой прославленной части были Героями Советского Союза. Под Сталинградом Амет-хан совершил 110 боевых вылетов, лично сбил 6 самолетов противника, доведя общий счет уничтоженных им фашистских машин до тринадцати. Высокое звание Героя Советского Союза ему присвоили 24 августа 1943 года, отметив его летное мастерство и храбрость в боях за Донбасс и город Таганрог.
За участие в боях по освобождению Крыма и Севастополя майор Амет-хан Султан был награжден орденом Александра Невского. Тогда, весной 1944 года, он повидался с родителями, проживавшими в Алупке. В очередной раз побывать на родине и сфотографироваться с родителями на память прославленному летчику довелось в 1946 году (по ходатайству аса родителей не выселили из Крыма, несмотря на то, что его брат Имран был осужден за пособничество фашистам). А пока война продолжалась, и Амет-хан совершал боевые вылеты в небе Прибалтики. К концу Великой Отечественной «гроза фашистских пиратов», как называли Султана фронтовые газеты, совершил 603 боевых вылета, участвовал в 152 воздушных боях. А свой последний, 30-й фашистский самолет он сбил в небе над Берлином. По удивительному совпадению, воздушным противником Амет-Хана оказался немецкий полковник, воевавший с самого начала Второй мировой войны — с 1 сентября 1939 года — во многих странах мира.
Подводя итоги боевых действий Великой Отечественной войны, Президиум Верховного Совета СССР 29 июня 1945 года издал Указ, в котором значилось и имя Амет-хана Султана: ему вторично присвоили звание Героя Советского Союза.
Учеба в Военно-воздушной академии у Амет-хана не заладилась, он некоторое время находился не у дел, теряя свои бесценные навыки летчика-истребителя. Однако прежние сослуживцы и начальники аса занялись его судьбой, устроив на работу в Летно-испытательный институт в Жуковском под Москвой. Произошло это 7 февраля 1947 года. Впоследствии Амет-хан стал полковником, лауреатом Государственной премии СССР, заслуженным летчиком-испытателем СССР.
Трагически погиб 29 января 1971 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Источник: Сухоруков В. Н. Биографический словарь Крыма. Книга первая — Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. — 528 с, илл.
Фото: secrethistory.su
Комментарии
Список комментариев пуст
Оставьте свой комментарий