(1835-1903) Русский писатель-путешественник, литературный критик, этнограф, выдающийся крымовед. Директор училищ Таврической губернии. Автор знаменитого издания "Очерки Крыма".
Евгений Львович Марков, потомок одного из трех дворянских родов Марковых, восходящих к началу XVII в., родился и вырос в родовом имении Патебник Щигровского уезда Курской губернии. По материнской линии он приходился внуком суворовскому генералу Гану, являлся близким родственником писательниц Е.А. Ган, Е.П. Блаватской, В.П. Желиховской и публициста Р.А. Фадеева. Учился в Курской гимназии и Харьковском университете, где закончил курс кандидатом естественных наук. После двухлетнего заграничного путешествия, во время которого он слушал лекции в знаменитых европейских университетах, в 1859 г. Марков поступил учителем в Тулу, где в те годы вокруг директора гимназии И. Гаярина группировался кружок молодых педагогов, «одушевленных стремлением» поставить педагогическое дело на новых началах. Одним из результатов деятельности Маркова в кружке явилась статья о яснополянской школе Льва Толстого (1862). Евгений Марков быстро продвигался по службе и скоро стал инспектором гимназии. Благодаря упомянутой статье, на него обратили внимание в Министерстве народного просвещения: ему было предложено место в ученом комитете, а в 1865 г. состоялось его назначение директором Симферопольской гимназии и народных училищ в Крыму. В начале 1866 г., как можно вывести из предисловия к книге, он приехал в Крым. Эта сторона деятельности Евгения Маркова подробно раскрыта в сообщении его коллеги — А.И. Маркевича, сделанном вскоре после смерти Маркова на заседании Таврической ученой архивной комиссии 23 мая 1903 г. Предоставим ему слово:
«В самый знаменательный момент русской жизни в прошлом веке, в эпоху наших великих реформ, назначен был в 1865 году Евгений Львович Марков директором Симферопольской гимназии и училищ Таврической губернии. Это назначение его совпало с введением нового устава гимназий 1864 г., когда Симферопольская гимназия была преобразована в классическую с одним древним языком, но удержала прежнее право считать обязательным оба новые языка. С необыкновенной энергией взялся Е.Л. Марков за дело и трудами своими на пользу образования приобрел скоро известность во всей Тавриде. При нем вновь выработано было положение о гимназическом пансионе, который и раньше существовал при Симферопольской гимназии, но был закрыт в 1863 году за недостатком средств на его содержание. Марков нашел эти средства. Вместе с тем он подал мысль о настоятельной потребности для Симферопольской гимназии в приготовительном классе, который и был открыт в 1868 г. Благодаря энергичному ходатайству Маркова, Таврическое земство ассигновало средства на содержание младшего отделения приготовительного класса и в пособие преподавателям русского языка, а также ассигновало крупную сумму на устройство для народных учителей педагогических курсов при приготовительном классе гимназии, которые происходили под его руководством. При Маркове было капитально перестроено здание гимназии, и в 1867 году в нем устроена была церковь. Марков обращал серьезное внимание на улучшение библиотеки гимназии, на кабинеты и классную мебель. Высокообразованный человек, просвещенный педагог, Е.Л. Марков был превосходным руководителем учащих и строгим, но справедливым и гуманным директором для учащихся, на которых он имел самое благотворное влияние. Во всех сослуживцах и подчиненных Марков умел вселить к себе чувство глубокого уважения, энергию и любовь к делу и оставил по себе самые приятные воспоминания, которые сохранились до сих пор. Много также потрудился Евгений Львович над улучшением уездных училищ в губернии, заводил при них ремесленные отделения и всегда настойчиво доказывал необходимость профессионального образования. Заботами и настояниями Маркова число училищ в губернии постоянно увеличивалось. И действительно, какое учреждение в состоянии было отказать его ходатайству, всегда подкрепленному вескими и основательными данными? При Маркове открыто было в Симферополе и женское училище 1-го разряда, преобразованное потом в гимназию. В этом заведении Евгений Львович вместе с учителями мужской гимназии бесплатно вел преподавание. Марков возбудил весьма важный, государственного значения вопрос об обрусении татар путем просвещения. Татарские учительские школы и русско-татарские училища как в Таврической, так и в других губерниях обязаны своим существованием инициативе покойного. Деятельное участие принимал Марков и в устройстве публичных лекций в Симферополе, и сам прочел лекцию «О зрении». <...>
Навсегда связывают имя Е.Л. Маркова с Тавридой его превосходные «Очерки Крыма», в которых с такой любовью и в такой художественной форме изображена природа Крыма, его жизнь, история и памятники древности. С Крымом связано и содержание его романа «Берег моря».
Оставивши Крым, Е.Л. Марков не разрывал связей с ним и в 1880 г. с искренностью приветствовал первые шаги газеты «Таврида», редактором которой был его сослуживец по симферопольской гимназии И.И. Казас».
Добавим к этому, что авторитет Евгения Маркова в Крыму был настолько велик, что память его, среди прочих значительнейших в истории провинциального губернского города лиц, была увековечена в названии одной из улиц Симферополя (теперь эта улица носит имя Я. Крейзера).
Среди симферопольских педагогов он встретил и свою будущую жену — Анну Ивановну Познанскую, бывшую в то время начальницей Симферопольской женской гимназии.
Педагогическая деятельность Маркова заметно повлияла на его творчество: на страницах «Очерков Крыма» мы не раз встречаем размышления автора о проблемах народного образования. В 1870 г. Евгений Марков оставляет службу и покидает Крым. Проведя год в заграничных путешествиях, он поселился в деревне, занимался земской деятельностью (вот откуда осведомленность и компетентность суждений по этому вопросу, столь ясно видные в позднейшем дополнении книги — «Письма с Южного берега», написанном под впечатлениями поездки 9 лет спустя).
Литературную деятельность Евгений Марков начал еще во время своего заграничного путешествия в 1858 г. рассказом «Ушан. Отрывок из воспоминаний детства», напечатанным в журнале «Русский вестник». В шестидесятых годах были опубликованы также другие его педагогические и критические статьи. Его заметки о творчестве русских писателей позже охотно включались составителями в различные сборники. В статье «Народные типы в нашей литературе» он единственный в то время (1865) обратил внимание и по достоинству оценил повесть Л. Толстого «Казаки».
А читателями по достоинству оценены были путевые очерки Евгения Маркова, написанные им под впечатлением от поездок по России, Средней Азии, Кавказу, Италии, Турции, Греции, Архипелагу, Египту, Палестине.
Расцвет его литературной деятельности относится к семидесятым годам. В это время было написано большинство его беллетрических произведений, почти незнакомых современному читателю.
К сожалению, круг доступных источников биографических сведений о Е.Л. Маркове не так уж велик. Ни в курском, ни в воронежском архивах нет личного фонда писателя. А ведь там могли быть очень интересные для нас документы. Достаточно назвать упомянутые автором путевые альбомы, в которых он делал зарисовки во время путешествий по Крыму. Конечно, целенаправленный поиск в названных архивах позволит внести какие-то конкретные уточнения в биографию писателя. Однако современному археографу и краеведу утрата личного архива тем более досадна, что Евгений Марков был избран 1 декабря 1900 г. первым председателем Воронежской ученой архивной комиссии.
Скончался Евгений Львович Марков от рака печени в Воронеже в 1 час дня 17 марта 1903 г. 68 лет от роду. Похоронен в родовом имении.
Основные произведения Евгения Маркова
1. Крымские впечатления: Страница из путевого дневника // Отечественные записки. — 1866. — Т. 171 и 175.
2. Поездка в древний Сурож: Из крымских впечатлений // Отечественные записки. — 1871. — Март.
3. Пещерные города Крыма: Путевые впечатления // Вестник Европы. — 1872. — Кн. 6, 7.
4. Очерки Крыма. — СПб., 1873.
5. Барчуки. Картины прошлого: [автобиографический роман]. — СПб., 1875.
6. Собрание сочинений. — СПб., 1877. — Т. 1: Публицистика и критика; Т. 2: Путешествия и педагогика.
7. Черноземные поля: Роман. — СПб., 1877.
8. Берег моря: Роман из крымской жизни. — СПб, 1880.
9. Очерки Крыма. — Изд. 2-е. — СПб.; М., 1884.
10. Европейский Восток: Путевые очерки. — 1: На рубеже // Вестник Европы. — 1886. — № 3. — С. 1 16.
11. Очерки Кавказа. — СПб., 1887.
12. Путешествие на Восток: Царь-град и Архипелаг. В стране фараонов. — СПб., 1890.
13. Путешествие по святой земле. — СПб., 1891.
14. Западня: Повесть из крымской жизни // Книжки недели. — 1892. — Сентябрь, октябрь.
15. Значение Белинского в истории русского просвещения: Публичное чтение в память 50-летия годовщины его смерти // Кавказ. — 1899. — 3 июля.
16. Значение Пушкина в истории русского просвещения. — Воронеж, 1899.
17. Значение Пушкина в истории русского просвещения // Памятная книжка Воронежской губернии. 1900. — Воронеж, 1899. — С. 53-65.
18. Учебные годы барчука: [продолжение автобиографического романа]. — СПб., 1901.
19. Россия в Средней Азии. — СПб., 1901.
20. Очерки Крыма. — Изд. 3-е. — СПб., 1902.
21. Путешествие по Сербии и Черногории. — СПб., 1903,
22. Разбойница Орлиха. — Спб., 1904.
23. Очерки Крыма. — Изд. 4-е. — [Б/м., 1911].
Источник:
Марков Е.Л. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, истории и природы. — К: Издательский дом «Стилос», 2006. — 512 с, ил.
Печатается по изданию: Очерки Крыма: Картины крымской жизни, истории и природы. — СПб.; М.: Т-во М.О. Вольф, 1902. — 520 с.; 257 ил.
Информация о книге на форуме сайта.
Комментарии
Список комментариев пуст
Оставьте свой комментарий