Королев Сергей Павлович

(1906/1907-1966) Выдающийся советский инженер-конструктор, разработчик первых в СССР космических аппаратов, создатель современной ракетно-космической отрасли, академик, дважды Герой Социалистического Труда.

 

Королев Сергей Павлович
Королев Сергей Павлович

В одном из интервью С. Королев сказал: «С 1929 года, после знакомства с работами К.Э. Циолковского, я начал заниматься вопросами ракетной техники... руководил по совместительству одной из первых групп по ракетной технике (бывший ГИРД), перешел на постоянную работу в этой области с 1933 года... В 1947 году был избран членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук. С 1947 года работаю руководителем Особого конструкторского бюро».

Это бюро было не просто «Особым», а особо секретным. Настолько засекреченным, что имена коллег С.П. Королева и его фамилия стали известны советским людям только после смерти Сергея Павловича. И если приходилось кому-либо упоминать конструктора, то его называли закодированным именем: «Сергей Царев».

Сергей Королев родился 30 декабря 1906/12 января 1907 года в украинском городе Житомире. Рано лишившись отца (родители разошлись, когда Сергею исполнилось три года), С. Королев некоторое время жил в г. Нежине у дедушки с бабушкой (родителей его матери Марии Николаевны), а затем с матерью в Одессе. Здесь, у Черного моря, С. Королев в 1924 году окончил стройпромшколу, после чего поступил в Киевский политехнический институт. Поступил легко и не с «пустыми руками». В течение года юноша посещал планерный кружок и создал проект своего первого планера (безмоторного летательного аппарата), назвав его «К-5». Было ему в ту пору 18 лет.

В 1926 году С. Королев перевелся из Киева в Московское Высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Баумана, чтобы быть ближе к матери. (В 1916 году она вышла замуж за инженера и педагога Григория Михайловича Баланина, и вскоре поселилась в Москве.) Годом позже С. Королеву наконец-то впервые удалось попасть на Всесоюзные состязания планеристов в крымском поселке Коктебель. Состязания проводились с 1923 года, но жизненные обстоятельства в течение четырех лет «не отпускали» Сергея в Крым. 1927-й год стал для С. Королева дважды памятным: потому, что тогда в Крыму состоялось землетрясение и в этом году он познакомился в Коктебеле со своим коллегой — студентом 2-го курса Сергеем Люшиным. Спустя два года они привезли в Крым планер собственной конструкции, звучно назвав его «Коктебель». Сергей Королев строил планеры не только, чтобы отличиться в качестве конструктора, но и самому летать на них. Мать Сергея Павловича вспоминала, как в детстве он просил дать ему две крепкие, новые простыни. На недоуменный вопрос матери он ответил: «Я привяжу их к рукам и ногам, взберусь на верхушку трубы [на электростанции], взмахну руками и — полечу, полечу...». В Коктебеле Сергей Королев летал столько, сколько позволяли восходящие воздушные потоки. Иногда такие полеты продолжались несколько часов.

В 1930 году Сергей Павлович привез в Коктебель очередное свое детище — планер «Красная Звезда». Этот прочно и надежно построенный воздушный красавец вошел в историю не только крымских состязаний планеристов, но и в историю мировой авиации. В тот сезон летчик В.А. Степанченок впервые в мире выполнил на планере три «петли Нестерова». Этого не ожидал от своего безмоторного аппарата даже Сергей Королев...

Годы 1929-й и 1930-й стали особыми в жизни конструктора. Он окончил МВТУ, защитив проект 2-местного самолета собственной конструкции. Его испытывали на Ходынском поле, но неполадки в моторе не позволили увидеть в воздухе этот, по словам О.К. Антонова, «четко и ясно продуманный проект: СК-4». В это же время С. Королев увлекся ракетной техникой и в 1930 году, без отрыва от производства, успешно окончил Московскую школу летчиков. Особый, до краев заполненный ритм жизни, был задан и выдерживался С. Королевым до конца.

С 1934 года 28-летний конструктор был назначен руководителем отдела ракетных летательных аппаратов в Реактивном институте (РНИИ). Тогда же увидела свет одна из первых теоретических работ Сергея Павловича — «Ракетный полет в стратосфере». Дальнейшую деятельность гениального разработчика ракетно-космических систем и непревзойденного организатора работ, каким был С.П. Королев, можно проследить по воспоминаниям его коллег. Уже в мае 1934 года Сергей Павлович создал (совместно с Е.С. Щетинковым) и испытал в полете первую советскую крылатую ракету. В январе-марте 1939 года С.П. Королевым была разработана, построена и успешно испытана новая крылатая ракета — «212» класса «земля-земля». Те ракеты еще не рассматривались как вид вооружения, а строились для полетов в стратосферу. Годом позже, в феврале 1940 года, состоялся первый успешный полет аппарата, названного С.П. Королевым «ракетопланом РП-318-1».

В годы войны Сергей Павлович не избежал участи многих известных ученых и конструкторов и работал за «колючей проволокой», в так называемой «шарашке» (выражение А.И. Солженицына). Конструктор разрабатывал ракетные ускорители для авиационных двигателей. Особенно удачным был вариант ускорителя, установленного на истребителе Як-3, одном из лучших боевых самолетов Второй мировой войны.

9 августа 1946 года Сергей Павлович Королев был назначен Главным конструктором управляемых баллистических ракет дальнего действия. С этого времени уровень развития советской ракетно-космической техники на долгие годы стал недосягаемым для других стран мира. Уже через год после того, как С.П. Королев возглавил специализированное конструкторское бюро (КБ), Советский Союз произвел испытание мощных баллистических ракет, а спустя 10 лет, летом 1957 года — первой в мире многоступенчатой межконтинентальной ракеты. В октябре-ноябре того же года впервые в мире в космос были запущены искусственный спутник Земли, а за ним — биологический спутник. В январе 1959 года с территории Советского Союза в космическое пространство совершила старт автоматическая станция «Луна-1», в сентябре — «Луна-2», доставившая на поверхность Луны вымпел с Гербом Советского Союза, а в октябре 1959 года — станция «Луна-3», позволившая впервые в истории космонавтики сфотографировать обратную сторону естественного спутника нашей планеты. Все эти события происходили в прямой связи с Крымским полуостровом, так как наблюдение за первыми космическими полетами в СССР проводилось и с территории Крыма.

Время от времени система слежения, как и все новое, давала сбои, и тогда С.П. Королев лично принимал участие в устранении обнаруженных недостатков или на месте консультировал специалистов. Так было и во время полета автоматической межпланетной станции «Луна-3» в октябре 1959 года. Бывший испытатель ОКБ Сергея Павловича Королева, кандидат технических наук А.И. Осташев вспоминал, что в те дни (6-10 октября) связь Москвы с пунктом управления в Симеизе под Ялтой временно «разладилась, и С. Королев решил лететь в Крым».

До Симферополя добрались на самолете, дальше, на Южный берег Крыма, отправились на вертолете. К этому времени над горным массивом Ай-Петри начался сильный снегопад. Посадить здесь вертолет не представлялось возможным. Между тем, связи с Симеизом Москва так и не имела. Сергей Павлович связался с воздуха с Ялтинским горкомом Компартии Украины, откуда последовало распоряжение: садитесь на площадку аэрофлота в районе Ялты. К моменту приземления вертолета с москвичами на площадку были поданы автомашины «ЗИМ» и «Волга», но С. Королев и его спутники уместились в одном «ЗИМЕ». Водитель оказался настоящим крымчанином и гнал комфортабельный лимузин, не снижая скорости на поворотах. По окончании гонки Сергей Павлович с радостью отметил: «Надо же, в 10 часов утра мы еще были в моем московском кабинете, а в 14 часов 30 минут — в Симеизском пункте управления космическими полетами!» Вскоре связь между Симеизом и Москвой была восстановлена, и мир узнал, как выглядит обратная сторона Луны. Автоматическая станция «Луна-3» передала «увиденное» ею в Крым, в Симеизе это отсняли на фотопленку и распространили по всей планете.

В 1958 году гениальный конструктор был избран академиком и членом Президиума Академии наук СССР, в 1956 и 1961 годах Сергей Павлович удостаивался звания Героя Социалистического Труда. 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» конструкции С.П. Королева и его КБ старший лейтенант Ю.А. Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет.

Сергей Павлович Королев много раз бывал в Крыму не только по делам службы и не только в Симеизе. Он приезжал сюда на отдых, в Нижнюю Ореанду.

Ныне освоение космоса является приоритетом ведущих стран мира, но последние четыре десятилетия люди покоряют космическое пространство уже без участия С.П. Королева. Генеральный конструктор ушел из жизни 14 января 1966 года.

 

 

Источник: Сухоруков В. Н. Биографический словарь Крыма. Книга первая — Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. — 528 с, илл.

Фото: Википедия

 

 


Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях