Главнейшие события в истории Крыма.

← Предыдущая главаСледующая глава →

Начало истории Крыма восходит за много веков до нашей эры; с древнейшим легендарным периодом истории Крыма связаны имена Геркулеса, Аргонавтов и героев Троянской войны. По словам Геродота, за XVIII веков до Р.Х. в Крыму обитали тавры; в их храме Дианы нашла приют дочь Агамемнона, Ифигения. К востоку от тавров, вероятно на Керченском полуострове, и по берегам Азовского моря жили киммерийцы, о которых упоминается в Одиссее. За 1514 л. до Р.Х. скифы, пришедшие с севера, отчасти оттеснили к Дунаю, отчасти покорили киммерийцев; впоследствии покоренные киммерийцы, не желая подчиняться завоевателям, перешли в Азию; под их натиском пали Фригийское и Лидийское царства (675 г.).

Тавры также были покорены скифами и, смешавшись с ними, образовали народ, известный под названием тавро-скифов.

С VII века до Р.Х. северные берега Черного моря стали заселяться греками; с этих пор начинается более достоверный период истории Крыма. Около 600 г. была основана милетцами Феодосия и целый ряд колоний у Киммерийского Босфора (Керченского пролива), в числе которых была Пантикапея (на месте нынешней Керчи), позднейшая столица Босфорского царства. Несколько позже мегаряне основали Херсонес. В V веке число колоний значительно возросло, но они оказывали ничтожное влияние на коренное население, и здесь не было эллинизации страны, какая наблюдалась в других странах. Эти колонии не играли также никакой роли в культурной истории Греции; все значение их сводилось к тому, что они служили для метрополии крупными поставщиками сырых продуктов: хлеба, соленой рыбы и пр.

Непрерывная борьба с варварами привела здесь к образованию военной монархии. Около 480 г., т.е. во время Персидских войн, в Пантикапее захватил власть род Археанактидов, от которого она перешла к Спартокидам. При родоначальнике этой династии Спарток, около 437 г., Перикл принудил Пантикапею и другие колонии Понта примкнуть к афинскому союзу и платить дань, но после неудач, постигших Афины во время Пелопоннесской войны, Пантикапее удалось возвратить себе самостоятельность. После этого Босфорское царство, образовавшееся из Пантикапеи, значительно расширилось и приобрело в Тавриде преобладающее политическое значение.

Босфорские тираны не ограничивались покорением варварских племен, а присоединяли к своим владениям и свободные греческие колонии; так, например, около 365 г. после продолжительного сопротивления к Босфорскому царству была присоединена Феодосия. Наибольшего могущества царство достигло в конце IV века до Р.Х.: кроме крымских владений, ему были подчинены все племена от Кавказа до Дона. Объединившиеся в III веке тавро-скифы стали теснить греков, и во II веке Босфорское царство вместе с Херсонесом уже платили им дань, а в начале I века греки были принуждены обратиться к посторонней помощи и призвали Митридата VI, Евпатора, царя Каппадокии. Полководы Митридата не только победили скифов, но повели дело так, что греческие колонии и Босфорский тиран в 92 году до Р.Х. добровольно признали свою зависимость от Митридата. После неудачных войн с Римом Митридат, как известно, погиб, а в 47 году Юлий Цезарь разбил войско Фарнака, сына Митридата, и присоединил царство Босфорское к римским владениям (Veni, vidi, vici). Херсонес дольше сохранил свою самостоятельность и расширил свои владения настолько, что в начале IV века по Р.Х. был подчинен весь южный берег Крыма.

С V века Крым испытал целый ряд опустошительных нашествий: сначала гунны, потом готы и угры появлялись здесь одни за другими. Византийский император Юстиниан восстановил некоторые старые укрепления, например, Херсонес, и воздвиг новые: в Алуште, Гурзуфе и др. В VII веке почти весь Крым был завоеван хазарами. На них ходил князь Святослав и завоевал западную часть Крыма; хазары были вытеснены в свою очередь печенегами. В Крыму были и половцы. В 988 г. Херсонес был взят князем Владимиром св. При князе Святополке II херсонесцы напали на русские суда, последствием чего был новый поход русских под предводительством Владимира Мономаха, окончившийся поражением херсонесцев при Кафе (Феодосии).

Татарское нашествие, охватившее Россию, распространилось и на Крым. Около 1266 г. хан Золотой орды Менгу-Тимур отдал Крым своему племяннику Оран-Тимуру. Весь полуостров и часть степи к северу от Перекопа были заняты татарами. Северные и западные границы владений крымских татар не были точно определены, на востоке их владения сливались с кочевьями ногайской орды. Столицей их сначала был город Солкат (Старый Крым), а потом Бахчисарай.

Южнобережные города оставались по-прежнему в руках христиан — греков и готов, а с конца XIII века — генуэзцев. Возникшая в широких размерах после крестовых походов торговля с востоком побудила венецианцев и генуэзцев основать свои колонии на берегах Черного моря. В Крыму приобрели всемирную известность генуэзская колония Кафа (Феодосия) и Судак (Сурож, Солдайя). Русские купцы привозили сюда меха, а вывозили: шелк, хлопчатую бумагу, сафьян, сабли, губки, ковры, жемчуг, ладан, всевозможные пряности, камфору, краски и т.п. В Каффе же, в особенности в позднейшее время, был главный невольничий рынок. В XIV веке генуэзцы подчинили себе почти весь Южный берег, укрепили многие пункты, но вмешательство Генуи в войну Византии с Турцией положило конец существованию этих колоний. В 1475 г. султан Магомет II с помощью татар овладел Кафою; жители ее были перерезаны, и остальные генуэзские города сдались туркам.

В Кафе поселился турецкий наместник, и Южный берег стал турецкой провинцией. Крымское ханство в XIV веке окончательно отделилось от Золотой орды и заде стало к ней во враждебные отношения. В начале XV века ханский престол занял Ази-Гирей, ставший родоначальником династии Гиреев, сыгравших видную роль в истории России. При его сыне, Менгли-Гирее, турки, разгромив генуэзские колонии, подчинили себе также и татар; в 1478 г. Менгли-Гирей заключил с султаном договор, ставивший Крым в вассальную зависимость от Турции. По этому договору хан оставался полновластным государем в своей стране, но не мог без согласия султана начинать войну и заключать мир. Султан считался покровителем веры и святых мест и содержал турецкий гарнизон в Евпатории. В XVI столетии власть хана была еще более ограничена, и он стал даже получать от султана жалованье.

Турецкий султан мало вмешивался во внутреннюю жизнь ханства, не запрещал татарам производить набеги на соседей, иногда даже понуждал их выступать на защиту единоверцев в Казани и Астрахани. В случае войны Турции с другими государствами хан должен был доставлять вспомогательный отряд; так, например, татарам приходилось воевать в Персии и в Венгрии.

Сначала крымский хан избирался народом из династии Гиреев и утверждался султаном; впоследствии султан сам назначал хана, но часто бывали случаи свержения ханов, неугодных беям, крымским феодалам. Вообще беи и мурзы имели огромное политическое влияние и в значительной степени ограничивали власть хана.

Народ был отягощен разнообразными налогами и поборами в пользу хана, беев и духовенства. С XIII века в Крыму стал распространяться ислам, и христиане стали подвергаться гонениям. В России крымские татары стали известны при Василии Темном. Сын его Иоанн III заключил союз с Менгли-Гиреем, который помог ему в борьбе с Литвой и Золотой ордой. Иоанн III очень дорожил этим союзом, но он обходился не дешево и стоил ему больших нравственных унижений. В конце XV века Менгли-Гирей уже заключил союз и с Литвой, и после его смерти дружба России с Крымом окончилась. С этих пор начинается непрерывный ряд столкновений с крымцами. Военная тактика крымцев сводилась к тому, чтобы врасплох напасть на неприготовленного к войне врага, разорить и ограбить беззащитную страну и набрать побольше пленных. При первом же серьезном отпоре татары поспешно отступали, избегая встречи в войсками. Они неоднократно терпели поражения, но это не было для них особенно чувствительно, так как все тягости войны падали на чужую для них страну и, кроме того, даже потерпев поражение, они большей частью успевали при отступлении захватить часть добычи.

Все сношения русских с татарами сводились к тому, что надо было либо посылать им подарки и дань, либо отражать их набеги. Не меньше чем Россия страдали от этих набегов Польша и княжество Литовское. Набеги совершал и сам хан со все ордой, и царевичи, и отдельные беи. Москва подстрекала крымцев к походам на Литву и Польшу, те, в свою очередь, заключали с ханом союз против Москвы, а татары грабили тех и других. При переговорах в Крыму откровенно говорили, что татарам выгоднее быть в войне с великим князем, чем в мире.

Подарки приходилось посылать и хану, и его сыновьям, и женам, и духовенству, и беям. С русскими послами обходились чрезвычайно грубо. Татарские посольства отправлялись в сопровождении целых отрядов, и все назойливо и нахально выпрашивали себе «поминки». Еще более обострились отношения Москвы и Крыма вследствие политического соперничества в приходящем в упадок Казанском царстве.

В продолжение всего княжения Василия III и в малолетство Иоанна IV крымцы совершали опустошительные набеги на Россию и оставались безнаказанными. После покорения Казани и Астрахани положение несколько изменилось. Дважды небольшие русские отряда проникали вглубь татарских степей, угоняли табуны и стада и опустошали улусы (1556-1558). Это произвело сильно впечатление на татар, которое еще более усилилось после похода Адашева в 1559 г., когда русские напали на самый Крым и опустошили его. Однако Иоанн отказался от мысли покончить с Крымом также, как с Казанью и Астраханью.

Татары на некоторое время оставили Москву в покое, при дальнейших сношениях не требовали уже подарков и с величайшей неохотой предприняли, по приказанию султана, поход вместе с турецким войском для освобождения Астрахани. Поход окончился неудачей, и Астрахань осталась за Москвой.

Весной 1571 г. татары опять напали на Москву; этот набег был последним большим набегом, но зато и самым тяжелым. Сам хан Девлет-Гирей с 120.000-м войском опустошил весь юг России и сжег Москву. Подобного бедствия крымцы не причиняли еще ни разу. По иностранным известиям, погибло около 800.000 человек, а в плен было уведено 150.000. При возобновлении преговоров хан требовал уступки Казани и Астрахани; Иоанн уклонялся от решительно ответа, и Девлет-Гирей в следующем году опять двинулся на Москву с таким же огромным войском, но был разбит и понес тяжкие потери. Вскоре после этого крымцы были вовлечены султаном в войну с Персией, и это отвлекло их от России. В конце XV-го столетия крымцы еще много раз нападали с различным успехом на Россию, но в то же время им приходилось нередко и самим переходить от наступления к защите: в близком соседстве с ними появились опасные враги — донские и запорожские казаки; они беспрестанно нападали на Крым и Турцию; грабили и жгли все на своем пути, угоняли стада и отвлекали силы Крыма от Москвы. Борьба Польши с Москвой и казаками ослабила ее. Татары не упустили случая воспользоваться этим ослаблением и направили свои удары на эту стороны. Московские цари не прекращали сношений с ханами, по-прежнему посылали «поминки», то сокращая их, то увеличивая, смотря по тому, насколько Крым был опасен. Были попытки заключить наступательный союз с поляками против Крыма, но Польша избегала войны с Турцией, почему и ограничились заключением союза оборонительного. Во время правления царевны Софии был заключен союз с Яном Собесским, и дважды князь Голицын с огромным войском ходил на Крым. В первый раз он даже не дошел до него, во второй раз дошел до Перекопа, но вследствие безводия отступил без успеха. Русские пределы все ближе и ближе придвигались к Крыму. Число укрепленных городов на юге возрастало, и набеги становились для татар все затруднительнее. При заключении мира с Турцией Петр I включил в договор пункт о совершенной отмене дачи поминок хану и его приближенным. Таким образом в 1699 году это внешнее выражение зависимости и страха перед Крымом было уничтожено.

Однако Крыму суждено было еще несколько раз играть роль в нашей истории. Каждая война с Турцией вызывала столкновение с Крымом; бывали также случаи, что беспокойное поведение татар служило причиной или поводом для войны. Во время турецкой войны в царствование Анны Иоанновны было совершено 3 похода на Крым; в 1736 г. Миних, а в 1738 г. Ласи страшно опустошили большую половину степной части полуострова и нанесли татарам несколько поражений; дважды были разрушены укрепления Перекопа и сожжен Бахчисарай. В продолжение царствования Елизаветы Петровны крымцы постоянно приходили в столкновение с запорожцами, что дало повод русскому правительству добиваться учреждения русского консульства в Крыму и крымского при киевском генерал-губернаторе. Турецкое правительство отнеслось к этому плану несочувственно, и его удалось осуществить лишь при Екатерине II, в 1763 г. В 1768 г. Турция объявила войну России, и крымский хан с 70.000 войском перешел русскую границу и главными силами вторгнулся в Елисаветградскую провинцию, другой же отряд опустошал окрестности Бахмута. Татары увели около двух тысяч пленных и выжгли много селений. Это был последний татарский набег. Он напомнил еще раз, какую опасность представляет во время войн с Турцией подчиненное султану Крымское ханство. Попытки склонить крымцев к добровольному отпадению от Турции не увенчались успехом, и русское войско под начальством князя Долгорукого взяло Перекоп и вторглось в Крым.

При Кафе турки были разбиты и поспешно оставили Крым; татары же вступили в переговоры. В 1774 г. при заключении мира Турция принуждена была уступить России, между прочим, Керчь и Еникале и признать Крым независимым государством под покровительством России. В Крыму многие были недовольны новым порядком вещей; к числу недовольных принадлежали и ханы, занимавшие престол с 1774 года. Тогда Россия добилась того, что ханом был избран приверженец ее Шагин-Гирей, который был последним крымским ханом. В 1783 г. Потемкин приказал русским войскам занять Крым, и он был присоединен к России. Когда началась вторая Турецкая война, в Крыму возникли возмущения, для подавления которых правительство прибегало к крутым мерам, при чем, между прочим, поселило возле Балаклавы архипелажских греков, которым было поручено подавление восстания, что и было исполнено ими с большой жестокостью.

Дальнейшие события изложены в следующей и др. главах Путеводителя.

← Предыдущая главаСледующая глава →

Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях