Лечебные места и лечебные средства Крыма.

← Предыдущая главаСледующая глава →

Многочисленная публика, посещающая различные места Крыма, делится на три главные категории: на лечащихся, дачников и туристов.

Две первые категории приезжающих соприкасаются между собой настолько близко, что их не всегда можно разграничить, и указания для тех и других будут общие.

Наибольшее количество публики, стремящейся летом в Крым, распределяется в середине Южного берега в границах Кастрополь — Алушта с Ялтой в центре.

Большой и очень дорогой комфорт приезжие могут получить в Ялте в крупнейших гостиницах, затем в Гурзуфе и Суук-Су. Но в Ялте можно устроиться, кроме того, и с средним комфортом на средний бюджет, а также и в скромной обстановке на скромные средства.

В Ялте средний полный пансион без стирки белья, вполне удовлетворительный в смысле комнаты и стола, колеблется зимой и летом между 60 и 80 руб., а осенью на 20-40 р. дороже.

Трудным делом является в Ялте устройство тяжелых больных, тех лежачих и полулежачих больных, о которых удивляешься, как родные отпустили их, как доктора посоветовали ехать, как они поехали, как даже доехали; бывают случаи, что такие больные умирают через неделю по приезду, даже на следующий день, даже в тот же день, через несколько часов по приезду… Им нет пристанища в гостиницах, в меблированных комнатах, в большинстве пансионов, им нет доступа в семьи, которые, конечно, не могут взять на себя тяжелого бремени ухода за трудными больными. Им остаются только плохие гостиницы, скверные меблированные комнаты, в которых не соглашаются жить «ходячие» больные, редки (больше, впрочем, нежели можно ожидать) добросердечные домо- и квартировладельцы.

Из благотворительных учреждений, принимающих больных без различия степени болезни можно назвать только два: пансион Яузлар благотворительного общества и пансион (барак) Красного Креста.

Справа и слева (на восток и на запад) от Ялты тянется целый ряд населенных (и могущих быть населенными) местностей, превосходных по своему местоположения и в климатическом отношении стоящих даже выше Ялты (теплее зимой, раньше зацветает миндаль), таковы Олеиз, Мисхор, Алупка и Симеиз в одну сторону и Гурзуф, Суук-Су, Алушта в другую. Стоимость жизни на этих курортах по сравнению с ялтинскою такова: в Суук-Су очень дорогая: режим там только гостиничный и обходится в 150-200 р. в месяц. Немного дешевле стоит гостиничная жизнь в Гурзуфе, но, кроме того, в последнем можно поселиться на частных дачах на деревне и устроиться на 50-70 р. в месяц. В Алупке первоклассных отелей, подобно Гурзуфу или Суук-Су, нет, но комфортабельный режим обходится не дешевле 100 и до 150 р. в месяц. В татарской деревне можно также устроиться дешевле — рублей на 50-70. Стоимость жизни в Алуште соответствует ялтинской и даже дешевле.

Желающие поселиться в одном из курортных поселков могут остановиться там на день-два в гостиницах (в Алупке, Алуште, Гурзуфе) и затем подыскивать себе квартиру подешевле и попроще.

В Ялте имеется больше, сравнительно с прочими местами, лечебных средств и культурных удобств, даваемых большим городом, зато в других местах больше простора и деревенской тиши. Но летом и не поздней осенью (до половины октября) эти местности во многих отношениях имеют преимущество перед Ялтой. Открытый берег моря, лучшее купанье в Алуште, Гурзуфе и Симеизе, парки и гулянья, нешумная полудеревенская жизнь, все это создает известные преимущества перед Ялтой, в особенности для людей, желающих отдохнуть и не любящих пестрой и шумной толпы осеннего сезона.

Зато благодаря отсутствию железной дороги и малокультурности местного населения жизнь в окрестностях замирает очень рано и на долгий срок. С конца осеннего сезона закрываются гостиницы, пансионы, прекращается пароходное сообщение с Ялтой, и одинокие смелые люди, решающиеся оставаться там на зиму, обречены на долгую скуку, лишены и тех не очень больших развлечений и культурных удобств, которыми владеет Ялта. Отсутствие зимнего сезона в указанных местностях делает невозможным там и весенний сезон. И врачи, посылающие в окрестности Ялты своих больных на март и апрель, делают большую ошибку и подвергают серьезному риску своих больных. Неотапливаемые целую зиму каменные стены просыхают медленно, и раньше мая больные с легочным процессом, ревматизмом и нефритом рискуют жестоко поплатиться за прелесть парков и полудеревенского житья.

Зимний сезон на Южном берегу привлекает грудных больных и слабогрудых. Почти единственным местом пребывания больных зимой является Ялта.

Кроме Южного берега, еще и другие места привлекают к себе больных дачников, преимущественно для купанья в море. Первое место среди них занимает Евпатория, представляющая лучшие в Крыму морские купанья. Но ни в отношении природы, ни в отношении климата Евпатория интереса не представляет. Устроиться здесь можно на всякие средства вплоть до очень скромных, с бюджетом на 25-30 руб. в месяц.

Феодосия — также превосходное купальное место, с внешней и климатической стороны более привлекательное, чем Евпатория. Жизнь здесь на 20-30% дороже, чем в первой.

Балаклава многим приходится по вкусу благодаря своему укромному местоположению и тиши. Стоимость жизни — недорогая.

Судак как купальное место — хорош, но в нем немного культурных удобств и растительности.

Все перечисленные места подробно описаны ниже.

Вновь прибывающему в Крым могут быть полезны нижеследующие общие указания:

На южном берегу Крыма, как это видно из описания его климатических условий, в течение восьми месяцев можно оставаться на открытом месте, на воздухе, в течение целого дня. В других местах Крыма этот период сокращается на один, на полтора месяца. Но и в остальной части года пребывание на воздухе возможно от 2-х до 10 часов в течение дня почти ежедневно. Таких дней, когда совсем нельзя выходить на воздух, за год наберется не более 20.

Приезжающим с севера необходимо иметь соответствующий костюм. Вообще в горах и особенно у морского берега воздух намного влажнее, чем в степи и вдали от больших водных пространств, почему он отнимает от тела гораздо более тепла, чем сухой воздух степей. В виду этого, например, все жители морского берега — рыбаки, моряки — всегда носят фуфайки: летом потоньше, зимой потолще. Фуфайка необходима и для приезжих, если только они рассчитывают долго прожить здесь. То же обстоятельство — влажность воздуха — делает то, что дождь в Крыму не портит погоды, а летом и вообще в теплое время, наоборот, представляется обстоятельством весьма благоприятным, очищающим и увлажняющим воздух. На севере, где при обычной влажности в 50%, а то и меньше, влажность во время дождя быстро повышается до 90-95%; такое колебание очень невыгодно отражается на деятельности кожи и легких. Здесь же, при обычной влажности воздуха в 70-80%, прибавка 10-15% не заметна. Поэтому во время прогулки дождь не заставляет пережидать в комнате, а с зонтиком и в колошах можно смело продолжать прогулку.

Фуфайка, полезная летом, совершенно необходима зимой. Кто заботится о своем здоровье и не желает подвергаться поминутным простудам, тот не должен в Крыму натапливать комнаты так, как это делается на севере. Там совершенно естественно после сильного мороза вне жилища требовать излишнего тепла в комнате, на юге же таких холодов не бывает, и сами дома здесь лишены тех приспособлений, которые там мешают обмену воздуха и удержанию тепла, да, наконец, и сама привычка к воздуху открытых пространств делает то, что южане, одеваясь в комнате теплее, чем северяне, нося обязательно фуфайку, выносят более низкую комнатную температуру, чем привыкшие к северным парникам, — зато южане, выходя на воздух, или мало, или даже совсем ничего не прибавляют к своему костюму.

Больному, выходя на прогулку или поездку в холодное время года, хотя бы то был и теплый день, необходимо запасать пледом, не от холода, а от ветра, который так часто меняет свое направление и силу. Чтобы ничто не мешало возможно более удобному пользованию воздухом, в Крыму необходима и особая обувь — легонькая туфелька здесь совсем неуместна, на здешней каменистой почве нужна солидная двойная подошва. Летом с 6, зимой с 7 часов утра уже так хорошо, что можно быть на открытом воздухе. К этому времени нужно быть готовым и выйти утренний чай пить на балконе. Следует к тому же иметь в виду, что и в ветреные дни очень часто ветер подымается часов с 10 утра. И с этого часа вплоть до момента, когда захочется спать, т.е. до 9-11 часов вечера, в продолжение всего теплого времени, т.е. минимум 8 месяцев в году, не следует входить в комнату иначе как на минуту, чтобы взять книгу, работу, а работать, читать, писать, обедать и т.п. нужно обязательно на балконе.

На южном берегу Крыма, где горы закрывают солнце, еще когда оно довольно высоко стоит над горизонтом, когда оно еще очень греет, в иных местах, именно низменных, на дне долин, температура воздуха быстро падает в момент захода солнца за горы. Для лиц не особенно крепких, тем более больных, если они находятся не на горе, а в долине, нужно прятать под крышу на этот момент или накинуть на себя плед, чтобы укрыться от быстрого падения температуры на 2º, на 3º, а в иных случаях даже на 4º. Через полчаса, много через три четверти часа, становится опять теплее, и потом только начнется постепенное понижение температуры к ночи: тогда опять можно выйти на воздух и не входить в комнату, пока не захочется спать. Это замечание относительно заката солнца имеет значение только в летнее время, с июня по сентябрь, и только в те дни, когда небо безоблачно и печет солнце. В пасмурные и даже в облачные дни никаких резких колебаний тепла не бывает, и в такие дни нет надобности укрываться от заката.

← Предыдущая главаСледующая глава →

Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях