I. Географическое положение. Пространство, геологическое строение и орошение.

 Следующая глава →

Крымский, или Таврический, полуостров, самая южная часть Европейской России, лежит между 44º25' и 46º21' с.ш. и между 50º10' и 54º19' в.д. от 1 мед. (от Пулкова: 2º10' — 6º20'). По форме полуостров напоминает неправильный четырехугольник, со всех сторон окруженный морем и примыкающий к материку одним из углов. В восточной части от общей массы полуострова выдвигается в море Керченский полуостров. С западной и южной сторон Крым омывается Черным морем, образующим к западу от Перекопа Киркенитский залив, с восточной — Керченским заливом и Азовским морем, образующим между берегом Крыма и длинной Арабатской косой обширный мелководный залив, носящий название Сиваша, или Гнилого моря. Совершенно пологие берега его представляют широкую, лишенную растительности полосу, почва которой пропитана солью. Во время бурь ветер нагоняет сюда воду, и здесь образуются обширные пространства липкой, вязкой грязи. Эти прибрежные пространства вообще называются у местных жителей сивашами.

С материком Крым соединяется узким Перекопским перешейком, ширина которого всего 5-7 верст. Благодаря тому, что море к востоку от перешейка очень мелководно и там много отмелей и островов, железная дорога проведена не по перешейку, а значительно восточнее его, по насыпи и длинному Чонгарскому мосту, близ Местечка Геническа.

Хотя береговая линия Крыма довольно извилиста, но удобных гаваней по ней мало. Из большинства видимых на карте многочисленных заливов на востоке Крыма, в Гнилом море, одни представляют собою сиваши, другие не имеют никакого практического значения, так как вследствие мелководья они недоступны даже для лодок; таков же и весь Киркенитский залив. Нет удобных гаваней и на всем Керченском полуострове. Единственная гавань низменной части Крымского полуострова — Евпатория — тоже мелководна и открыта. В южной, возвышенной части есть две хороших гавани: Севастопольская бухта (после Мальтийской лучшая в Европе) и Балаклавская бухта. Ялтинский и Феодосийский заливы открыты, так что нуждаются в искусственных сооружения для стоянки судов. Наибольшее протяжение Крыма с запада на восток — около 300 верст, с севера на юг — около 185 верст. Полуостров составляет часть Таврической губернии и заключает в себе 5 уездов, которые по величине занимаемой ими площади могут быть расположены в след. порядке: на востоке Феодосийский с Керчь-Еникальским градоначальством (6.216 кв. в.), на севере Перекопский, на западе Евпаторийский, в середине поближе к югу Симферопольский и на юге Ялтинский с Севастопольским градоначальством.

Кроме того, озера занимают:

в Перекопском уезде .........124,2

в Евпаторийском ...............148,5

Следовательно, вся площадь Крыма занимает 22.417 кв. верст.

По устройству поверхности Крым разделяется на две резко отличающиеся части: северную, значительно большую — низменную и южную — горную. Низменная часть полуострова Крыма, составляя продолжение Российской низменности, представляет обширную равнину, в восточной части очень медленно поднимающуюся к югу (всего около 1/12 градуса, т.е. 5 футов на версту). Самые верхние пласты ее состоят из новейших потретичных отложений, ниже лежат пласты верхнего отдела третичной системы. В западной части этой равнины есть невысокая плоская Тарханкутская степная возвышенность (около 60 саж. над уровнем моря), быстро понижающаяся к Евпатории и Перекопу. Возвышенность эта образована пластами стреднетретичного известняка; она представляет собой так называемую антиклинальную складку, нижайшие части которой находятся в Крыму, в окрестностях Евпатории.

К юго-востоку от Евпатории местность опять начинает повышаться, переходя постепенно в Крымские горы, образующие тря гряды или цепи. К западу от Симферополя, на небольшом расстоянии от моря, начинаются отроги этих гор в виде отдельных возвышенностей, не образующих правильной цепи. Затем постепенно возвышается к юго-востоку первая гряда Крымских гор. Высота ее не велика — 70-120 саженей над уровнем моря. Образована она пластами того же среднетретичного известняка, из которого состоит Тарханкутская возвышенность. Пласты известняка лежат над пластами мергеля и глины; они наклонены под небольшим углом (4º-5º) и, постепенно повышаясь, оканчиваются крутым, лишенным растительности обрывом, прикрытым местами огромными осыпями. Внизу обрыва тянется неширокая продольная долина, наклоненная от Симферополя к юго-западу, по которой проложено полотно железной дороги и проходит шоссе. Северо-восточная сторона долины представляет вышеупомянутый обрыв первой гряды, юго-западная сторона представляет пологий подъем второй гряды. Почва долины известковая, с примесью глины, дно ее и отчасти юго-восточный склон покрыты богатой растительностью, в особенности по берегам речек, пересекающих ее в поперечном направлении. Первая горная гряда возвышается только в западной части полуострова и близ Симферополя сливается со второю в один общий обрыв.

Вторая горная гряда состоит главным образом из пластов меловой системы (но в Крыму совсем нет белого писчего мела. Выше всего налегают пласты нуммулитового известняка; эту горную породу большинство исследователей относит к нижнему отделу третичной системы и считает промежуточной между породами систем меловой и третичной. Нуммулитовый известняк не везде доходит до края меловых пластов; вблизи же Симферополя и далее к востоку он один главным образом образует вторую горную гряду. Ниже нуммулитового известняка лежат пласты меловой системы: мергель, меловой рухляк, твердый меловой известняк, ниже которого залегают: мергель, глины, пески, песчаники и конгломераты. Пласты второй гряды наклонены в том же направлении, что и пласты первой, но угол их падения больше — 10º. Кончается вторая гряда так же, как и первая, крутым обрывом с осыпями. Высота ее гребнями местами выше 250 саженей над уровнем моря. Вследствие рыхлости и мягкости пород второй гряды во многих местах верхние пласты смыты и обнажился более твердый меловой известняк; тот же известняк образует причудливые скалы. Вообще эта гряда может служить примером могучего действия воды и атмосферы. Размывающая деятельность воды способствовала образованию глубоких ущелий и многочисленных поперечных и диагональных долин. Той же деятельности обязаны своим происхождением отдельные, как бы оторванные от общей массы гор, громадные скалы и возвышенности (так называемые эрозионные горы), каковы горы: Мангуп, Тепе-Кермен и др.

К юго-западу от второй гряды расстилается вторая продольная долина. Она гораздо шире и длиннее первой, но не так правильна, так как пересечена в разных направлениях отрогами третьей гряды и вышеупомянутыми возвышениями, отделившимися от второй гряды. Дно долины образовано отчасти породами нижнего отдела меловой системы, отчасти же пластами гораздо более древними, принадлежащими к нижним отделам юрской системы. В этой же долине в окрестностях Симферополя открыты недавно К.К. фон-Фохтом более древние геологические системы, как-то: триасовая, пермская и каменноугольная. Заслуживает внимания то обстоятельство, что многочисленные ископаемые, встречающиеся в Крымских горах, значительно отличаются от ископаемых тех же систем и ярусов, которые встречаются во всей России, и, напротив, очень схожи с ископаемыми, находимыми на юге Средиземного моря и близ Индийского океана.

Во второй долине пласты меловые не налегают на юрские параллельно; напротив, иногда почти горизонтальные меловые пласты желтого песчаника лежат на вертикальных или очень наклонных пластах юрской системы. Такое несогласное напластование легко можно наблюдать в Симферополе за Воронцовским садом, около Бахчисарая и в других местах.

К югу и юго-западу от второй долины возвышается третья, главная горная гряда. Она гораздо выше двух первых; гребень ее достигает 700 и более саженей. Главная горная гряда образована породами юрской системы, главным образом темным глинистым сланцем, который относят к нижнему отделу юрской системы. Пласты его носят следы могучих геологических влияний, горообразующие процессы обнаружили здесь свои действия с большими силой и разнообразием, чем в первых двух грядах. В пластах глинистого сланца нет и следа той правильности налегания и наклона, какие наблюдались в меловых и третичных пластах второй и первой гряд. В главной гряде пласты глинистого сланца наклонены во всевозможных направлениях и под разными углами, образуя самые разнообразные складки; местами они поставлены вертикально или даже опрокинуты, местами изогнуты почти кольцеобразно, в разных направлениях они пронизаны трещинами, выполненными известковым шпатом и кварцем. Однако, несмотря на это разнообразие, общее направление складок в восточной части с востока на запад, а в западной на юго-запад. Таким образом и главная цепь гор имеет почти такое же направление, как и первые две гряды, и наклонена в ту же сторону, при чем сохраняется и тип гор, т.е. и в главной гряде северный склон более отлог, а южный представляет собой крутой обрыв. Поднятие Крымских гор очевидно произошло не одновременно; началось оно после отложения лейасовых пластов, а продолжалось и после отложения среднетретичных, из которых состоит Тарханкутская возвышенность. Процессы эти продолжаются и теперь, так как у Севастополя замечается положительное движение морского уровня.

Глинистые сланцы развиты как на южном, так и на северном склоне главной горной гряды. По внешнему виду крымский темноцветный глинистый сланец похож на общеизвестный шиферный камень, из которого делают аспидные доски. Он очень непрочен и при ударе рассыпается на мелкие хрупкие пластинки. Иногда встречаются более плотные, снаружи буроватые или красноватые пласты, раскалывающиеся на неправильные плиты. В сланцах кое-где встречаются небольшие скопления каменного (бурого) угля и железной руды. Над пластами сланцев лежат породы верхнего отдела юрской системы: песчаники, конгломераты и мергелистые известняки, а также громадные массы мраморовидного известняка, серого, красноватого и почти черного цвета. Известняки эти залегают сплошными массами и не обнаруживают слоистости. Происхождение и способ образования этих известняков пока недостаточно изучены; существует между прочим предположение, что они представляют метаморфозированные остатки коралловых построек. В начале и в конце гряды мраморовидный известняк находится почти у моря, в средней части гряды он везде лежит высоко, но вследствие обвалов огромные глыбы и скалы его встречаются повсеместно на южном берегу.

Третья горная гряда начинается от мыса Фиолента. Сначала гребень горного кряжа возвышается почти над самым берегом, так что с мимоидущего парохода видны одни голые отвесные скалы. Здесь горы еще не высоки, до 350 саженей над уровнем моря. Около Байдарских ворот горы отступают от берега версты на 2, за мысом Сарыч это расстояние уменьшается, а потом постепенно увеличивается, достигая у Кикенеиза 3 верст, у Лимен 4, за Мисхором, у Ялты, Гурзуфа до Биюк-Ламбата — 6-7, у Алушты — 8 верст. Эта узкая полоса между горами и морем как по климату, так и по характеру растительности отличается от остальных местностей Крыма и носит название Южного берега Крыма. К северу от Алушты отдельной массой возвышается Чатырдаг, со всех сторон окруженный ущельями и долинами. Главная горная гряда не имеет резко выделяющихся вершин, значительно возвышающихся над общим уровнем. Почти на всем протяжении ее, в наиболее высоких частях, расстилается так называемая яйла; это довольно ровная площадь с невысокими скалистыми возвышениями, вершины которых и являются высшими точками всей гряды. Все они подымаются над уровнем моря почти на одинаковую высоту, причем разница в высоте их настолько незначительна, что до недавнего времени ошибочно считали наивысшею точкой вершину Чатырдага. Теперь самой высшей точкой Крымских гор считают вершину Роман-Кош; высота ее 723 саженей над уровнем моря.

Яйла начинается над деревней Кучук-Кой и тянется несколько верст в виде узкой полосы; над Лименами она расширяется до 3-4 верст, а затем опять суживается над долиной, в которой расположены Ялта с окрестностями. Над деревней Никита она расширяется и вдается в Южный берег, приближаясь к берегу моря версты на 3. Восточнее, над Биюк-Ламбатом, возвышается Бабуган-яйла, затем над Алуштой яйла прерывается на несколько верст и образует к северу и к востоку от Алушты три отдельных плато: яйлу Чатырдага, Демерджинскую и Караби-яйлу.

Многочисленные речки и ручьи, сбегающие с обоих склонов главной гряды, образовали глубокие долины и ущелья. В тех местах, где верховья рек противоположных склонов находятся друг против друга, долины размыва сблизились и произвели вышеуказанные сужения яйлы; местами же яйла совсем прерывается, и образовавшееся понижение представляет удобные горные проходы, которые здесь называют богазами. Над Ялтой лежит Стиля-богаз, над Гурзуфом — Гурбет-дере, над Алуштой, по обе стороны Чатырдага, находятся богазы Кебит и Ангарский: через последний проходит шоссе из Симферополя. На яйле повсюду встречаются провалы, трещины и колодцы. Глубина некоторых очень значительна. Попавший туда снег не тает и летом, и она служат естественными ледниками, снабжающими льдом Ялту и весь Южный берег. Подпочвенные воды образовали много пещер, из которых некоторые достигают значительных размеров. Особенный интерес представляют сталактитовые пещеры. За Туаком главная горная гряда становится ниже, распадается на несколько цепей и отдельных групп скал и оканчивается у Феодосии, к востоку от которой опять начинается низменная степь, доходящая до середины Керченского полуострова. В восточной части его тянется с запада на восток несколько цепей невысоких холмов, образованных пологими складками третичных пластов. Из третичных пластов, как выше было упомянуто, образованы Тарханкутская возвышенность и первая горная гряда; но третичные породы Керченского полуострова принадлежат другим отделам и ярусам третичной системы; это показывает, что в то время, когда Тарханкутская возвышенность и Крымские горы были сушей, Керченский полуостров находился под водой. На своеобразность геологического строения этой местности указывают также многочисленные сопки, присутствие которых, а также одинаковое направление и сходство складок Керченского полуострова и Тамани дают основание считать их происшедшими одновременно и считать керченские и таманские возвышенности принадлежащими более Кавказу, чем Крыму.

Все описанные выше горы образованы из осадочных пород. Но в Крыму встречаются, кроме того, выходы изверженных пород, образующих местами целые горы. Вулканическая деятельность обнаружилась в Крыму, как предполагают, после отложения лейаса. Расплавленные массы выступили из недр земли и, поднимаясь по трещинам, не только наполнили встреченные пустоты, но и приподняли выше лежавшие пласты и застыли, местами не достигнув поверхности земли, местами образовав довольно высокие горы, например, Аюдаг возле Гурзуфа, Карадаг возле Отуза и горы Кастель, Урага и Чамны-бурун. Изверженные породы встречаются также возле Георгиевского монастыря, Алупки и во многих других местах. Породы эти по преимуществу трахиты, порфириты, липариты и андезиты. Близ Балаклавы, а также недалеко от Карасу-базара встречается гранит. Крым не богат полезными ископаемыми: железная руда, каменный уголь, нефть и др. хотя и встречаются здесь, но не в таких количествах, чтобы стоило их разрабатывать. Исключение представляет Керченский полуостров, где есть значительные количества железа. Мраморовидный известняк, или «крымский мрамор», прекрасно полируется и может быть добываем в больших массивных кусках. Но разработка его незначительна и рассчитана преимущественно на местный сбыт.

Резкое различие северной и южной части полуострова в устройстве поверхности отчасти влечет за собой такое же различие и в орошении.

Большая часть низменной степной области совершенно лишена текучих вод. Там нет не только рек, но даже ручейков и ключей. В Перекопском и Феодосийском уездах есть значительные пространства, в которых совсем нет пресной воды. Более 50 сел и деревень принуждены довольствоваться дождевой водой, которую собирают в неглубокие запруды, называемые аутами. Летом вода в аутах гниет и высыхает. Исключение составляют окрестности Евпатории и берег Сиваша, где с 1887 года выбурено множество артезианских колодцев с прекрасной и местами обильной водой.

Еще больше таких мест, где вода в колодцах горькая или соленая и годится только для скота. Таким образом, большая половина полуострова Крыма не только лишена текучих вод, но вообще не имеет удовлетворительной питьевой воды. Юго-восточная часть степной области Крыма находится в более благоприятных условиях. Здесь протекают многочисленные речки, стекающие с северного склона Крымских гор. Главная из них, самая длинная и большая, река Салгир, начинается сильным ключом, бьющим из-под скал юрских известняков; вследствие чрезвычайной засоренности и неправильности русла во время летней жары Салгир почти совсем пересыхает. Впадающие в него притоки незначительны; важнейшие из них: Ангара, Бештерек, Зуя, Бурульча и Биюк-Карасу. Но некоторые из этих речек, например, Бештерек, Зуя, летом даже не доходят до Салгира, и русла их в нижнем течении высыхают совсем или представляют заросшие жесткой травой болотца. На северном же склоне берут начало небольшие речки в северо-западном направлении. Главнейшие из них: Черная, Бельбек, Кача и Альма. На южном склоне везде есть множество мелких речек, ручьев и ключей, но вследствие крутизны склона они не образуют сколько-нибудь значительных рек, а прямо впадают в море.

Все реки и ручьи Крыма летом значительно пересыхают, иногда даже исчезают совсем, весной же во время дождей и таяния снегов несут огромные количества воды и нередко производят опустошения. Дождей в Крыму летом бывает очень мало: многочисленные же плантации табака, виноградники, сады и огороды нуждаются в обильном поливе. Того количества воды, которые несут летом крымские реки, было бы достаточно лишь в том случае, если бы русла рек не были так засорены и масса воды не терялась непроизводительно. Очищение рек не по средствам населению, и поэтому воду приходится расходовать экономно. Местное население давно уже выработало ряд обычаев и правил, которыми руководствуется, хотя и не всегда, при распределении воды между отдельными хозяйствами.

Из всей площади Крыма только горная часть может считаться обеспеченной в отношении водоснабжения, да и то не вполне. Во всех остальных частях Крыма чувствуется столь сильный недостаток в воде, что правительство нашло необходимым прийти на помощь населению. Особая комиссия произвела ряд работ в 1861-1867 гг. Были сделаны попытки бурения артезианских колодцев, вырыто 521 новых колодца и возобновлено 20 старых, устроено несколько запруд и цистерн.

В 1867 году была отправлена в Крым особая экспедиция специалистов, которой поручено было исследовать, какие меры необходимо принять для обводнения края. Большая часть предположений и проектов комиссии осталась не осуществленной вследствие недостатка средств; те же работы, которые были предприняты, были неудачны и не принесли никаких результатов. В распоряжении таврического земства есть небольшой капитал для выдачи ссуд на общеполезные обводнительные сооружения.

Степная часть Крыма, лишенная пресной воды, богата зато солеными озерами, имеющими большое экономическое значение, так как из многих добывается соль. Озера эти встречаются на побережье низменной части Крыма, больше же всего возле Сиваша. Все они лежат вблизи моря и отделяются от него узкими песчаными пересыпями. Лучшая соль добывается из озер Красного и Старого. Наиболее производительные озера Сакское (до 4,5 миллионов пудов в год) и Чонгарское.

 Следующая глава →

Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях