Путь от Алушты до Судака.

← Предыдущая главаСледующая глава →

От Алушты, к востоку, идет шоссейная дорога на Судак (и далее на Феодосию) на протяжении 88 верст. Почтового тракта нет. Извозчики берут за один конец 30-35 р.; за два конца, в Судак и обратно, 40-45 р. Дорога утомительная и совершить переезд в один день невозможно. Если выехать из Алушты ранним утром, то можно заночевать в деревне Ускут в 52 вер. от Алушты. Если же выезжают позже, то останавливаются в дер. Кучук-Узень, в 28 вер. от Алушты.

Судакское шоссе начинается в Алуште близ гостиницы Игумнова. Дорога идет сперва садами и виноградниками; моря не видно. На третьей версте открываются, так называемые, Судакские ворота, напоминающие в миниатюре Байдарские ворота. Они также прорыты в горе, и при выезде из них также внезапно открывается море. Близ судакских ворот расположена дача инженера Александрийского; на ней сдаются комнаты и дается стол. Дача расположена в версте от моря.

Далее дорога вьется по довольно голым склонам обыкновенного южнобережного темного глинистого сланца, то удаляясь от моря к горам, то приближаясь опять к берегу моря; то пересекая глубокие овраги, то переваливая высокие холмы. Благодаря такой унылой обстановке, внимание путника привлекается отдаленной горной панорамой налево, в которой центром долго служит гора Демерджи с ее красивыми мозаичными фигурами из юрского конгломерата.

Глаза путника то перебегают со светло-серых известняковых скал Демерджинской яйлы на светло-зеленые пятна букового леса или на темно-зеленые полосы крымской сосны, занимающей карнизы горного склона, и обратно, то направляются вдаль на резкие очертания горного кряжа, теряющегося в туманной дали. Направо от дороги местами встречаются редкие деревья кипариса, можжевельника и пушистого дуба, выносящих крайнюю сухость почвы. Также встречаются постоянные обитатели сухих склонов: молочай (Euphorbia rigida) и каперс (Capparis herbacea).

На седьмой версте от Алушты есть источник воды Еды-евлер (Семь дворов).

Первая деревня Куру-Узень — на 26 версте. При деревне — большое имение Козлова. Спуск в долину Куру-Узени с шоссе очарователен. Долина имеет узкий, продолговатый вид, в конце ее зеленеет владельческий парк. Картина издали напоминает малороссийский пейзаж с прибавлением к нему беспредельной шири темно-синего моря. Море в Куру-Узени образует небольшой залив, куда могут приставать суда. Глубина залива от 15 до 20 сажень. По долине протекают 2 речки: Куру-Узень и Улу-Узень.

По береговой тропе, годной только для всадника и пешехода, до Куру-Узени всего 13 верст.

Верстах в 8 от Куру-Узени, вверх по речке Улу-Узень, ближе к хребту высокой горы Тырке, находится горная деревня Улу-Узень. Дорога в Улу-Узень — колесная, но в фаэтоне проехать туда трудно; для поездки следует оставить в Куру-Узени свой фаэтон и нанять мажару или верховых лошадей. Из деревни Улу-Узень открывается прелестный вид на окрестности и море.

В двух верстах от Улу-Узени находится водопад Джур-Джур. Добраться до него можно только пешком или верхом.

От Куру-Узени до водопада и обратно езды часов 5. Фаэтоном от Алушты до Куру-Узени езды — 3½ часа. Выехав с рассветом, можно в один день совершить всю экскурсию в Куру-Узень, Джур-Джур и обратно, возвратившись в Алушту поздно вечером. Четырехместный фаэтон можно нанять рублей за 12. Верховых лошадей в Куру-Узени можно достать рубля по полтора. Из Куру-Узени на водопад необходим проводник.

В двух верстах за дер. Куру-Узень расположена, также у моря, большая и богатая деревня Кучук-Узень. Над деревней возвышается гора Кутилла, у подножия которой находилась древняя греческая деревня. В Кучук-Узени находится имение гг. Княжевичей (до 2.500 дес.), большой виноградник, прекрасный парк. Есть земский врачебный пункт, волостное правление, школа. Благодаря конфигурации гор, защищающих местность с севера, климат здесь теплее, чем в Алуште. Путешествие на Джур-Джур можно совершить и из Кучук-Узени.

Далее, в 5 верстах за Кучук-Узенью лежит деревня Туак. Весьма живописная дорога подымается садами и лесами на гору, идет высоким взморьем и затем спускается на самый берег возле небольшого виноградника гг. Княжевичей. Море у Туака изобилует скумбрией; ловлей ее занимаются многие рыбаки — греки и русские, прибывающие сюда из разных пунктов побережья.

Верстах в 10 от Туака, под вершинными утесами яйлы, есть большие сталактитовые пещеры с несколькими камерами. Желающий посетить ее должен взять проводника из Туака и запастись свечами, спичками и веревкой. Подъем к пещерам не только труден, но даже опасен; сделать его можно только пешком.

Туакские пещеры очень велики; есть много сталактитов. Встречаются кости людей и животных. По мере углубления в пещеры дыхание затрудняется и свечи горят тусклее. Это происходит от примеси к воздуху большого количества углекислоты; в виду этого необходима большая осторожность при движении вперед по нисходящим отделениям пещеры. По татарскому поверью, в самой отдаленной камере пещеры живет шайтан (черт); шайтан, заметив посетителя, измучит его и потом задушит. Оттого, говорят татары, пещеры усеяны костями человеческими.

За Туаком характер местности не меняется: те же шиферные холмы и глубокие овраги; более ровные места заняты хлебными полями и сенокосами; деревья и кустарники редки, все они уничтожены человеком. Налево за Чигенитра-богазом, к востоку, Яйла оканчивается и там видны ряды остроконечных скал и лесистых вершин, как-то: Хаплузея-каясы, Хриколь-бурну и Шуври-кая; между двумя последними находится проход Белтистон или Каллистон. Прекрасные виды в этом горном проходе вполне соответствуют его названию: оба греческие слова βελτισον и καλλιστον значат наилучшее или прекрасное. Между Туакской и Ускутской долинами находится долина Конака, куда любители часто ездят на охоту на зайцев. Ближе к берегу чаще встречаются дуб, терпентин и кипарис-можжевельник.

Голые обрывы, бестравные балки тянутся на протяжении 20 верст до деревни Ускут, лежащей версты на полторы в стороне от дороге на Судак.

Ускут расположен в глубине долины, перепоясанной рекой, по обеим сторонам которой, верст на 15, тянутся фруктовые сады и виноградники. Само селение занимает подножие высоких гор, расположившихся амфитеатром напротив севера и запада. Все домики построены однообразно и так близко один к другому, что издали их можно принять за длинные коридоры с плоской кровлей, покрашенной глиной стального цвета. Сады Ускута тянутся с перерывами до морского берега, отстоящего отсюда верстах в десяти.

Поднимаясь из долины Ускута опять в гору, вы видите впереди горные вершины Хургуч, Сори и др., под которыми ютится деревня Арпат. С Сори открывается один из обширнейших видов на крымский полуостров.

Куру-Узень.
Куру-Узень.
Деревня Туак.
Деревня Туак.

Близ Ускута, в 4 верстах за устьем речки, на скалистом мыске находится древняя башня Чобан-Куле (пастушья башня). Она ограждена с доступной стороны стеной и видимо служила укрепленным сторожевым пунктом. Башня сложена на извести, подобно алуштинским башням, и хорошо сохранилась. По-видимому она греческой постройки.

За Чобан-Куле шоссе покидает безотрадные, наводящие тоску выжженные летом холмы, и выходит на самый берег моря, которое здесь удивительно красиво.

Через пять верст — долина Капсихор, богатая водой и садами. Вообще, к востоку от Алушты всякая культура сосредоточивается только в глубоких долинах, более или менее удовлетворительно орошаемых проточной водой. На самом берегу тянется длинный ряд орехов, представляющих прелестную картину и дающих много плодов.

На Капсихорском берегу местными татарами практикуется лечение песочными ваннами. Больного закапывают в нагретый солнцем песок, оставляя свободно только голову, которую затеняют покрывалом или зонтиком. В Капсихорской бухте могут останавливаться суда. Глубина бухты 18-20 сажень.

На расстоянии одной версты от берега, в стороне от шоссе, большая деревня Капсихор, а в верховье протекающей тут речки Шелон деревня того же названия. В Капсихоре имеется группа дач, составляющая общую колонию, принадлежащих Л. Андрееву, Ф.И. Шаляпину и др. Через версту по берегу шоссе заворачивает налево в следующую долину реки Ворон, где расположено большое имение Дракопуло, а в верховье, верстах в 9 к северу в горах две татарских деревни Ворон и Ай-Серез.

К востоку от долины Ворона ландшафт меняется: шиферных холмов нет; главная гряда гор известняков и конгломератов посылает свои отроги к югу, которые обрываются в море почти отвесными скалами, и шоссе вьется от Ворона по живописной Кутлакской долине до дер. Кутлак.

В окрестностях Кутлака добывается песчаник, употребляемый на мельничные жернова. От Кутлака дорога идет на протяжении 7 верст среди садов и виноградников до Ай-Савской долины, составляющей начальную ветвь Судакской, — отсюда версты 2 до местечка Судака.

Кроме шоссейной дороги, проехать из Алушты в Судак можно береговой тропой, но только верхом. Путь этот (60 верст) живописный, но очень нелегкий. В некоторых местах он совпадает с шоссе: либо шоссе выходит на самый берег моря, например, в Туаке или Капсихоре, либо иногда тропа, в виду скалистости берега, совершенно непроходимого, перебрасывается версты на 2-3 на идущее вверху шоссе.

← Предыдущая главаСледующая глава →

Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях