Проблемы эмансипации несовершеннолетних

В нашей стремительно меняющейся жизни, с ее новыми проблемами и вызовами, ежечасно возникающими перед нами, проблема эмансипации подростков является злободневной как в свое время была проблема эмансипации женщин. Меня она не оставляет равнодушной как будущего юриста и просто как человека с активной гражданской позицией. Для того, чтобы дать точную характеристику эмансипации в качестве правового и фактического явления, важно дать точную, не терпящую другого толкования дефиницию правовых категорий: «ребенок», «малолетний», «несовершеннолетний» в концепции разных отраслей права (гражданском, административном, трудовом, семейном и уголовном). Представляется разумной и обоснованной точка зрения А.Ю. Сологуба, который утверждал, что, именно ребенок при его участии в общественных отношениях как никто иной нуждается в особой заботе со стороны уполномоченных на выполнение этих функций государственных правоохранительных и судебных органов.

В настоящее время понятие «ребенок» исчерпывающе раскрыто как в национальной правовой системе, так и международном частном праве. К понятию «ребенок» относится вся обширная категория физических лиц, которая не достигла совершеннолетия. Вместе с понятием «ребенок» как субъект права существует множество других обозначений: несовершеннолетний, малолетний, подросток и другие. Необходимо различать их определение.

По мнению большинства исследователей, к числу содержательных признаков, обозначенных терминов относятся критерий возраста и принадлежность отношений, в которых участвуют указанные категории детей, к той или иной отрасли права.

Е.Н. Микитова считает, что «главным признаком ребенка как специального субъекта являются исключительно возрастные границы, в пределах которых он действует в данном статусе.

Е.А. Капитонова в своих исследованиях признает категории «ребенок» и «несовершеннолетний» равными по содержанию.

Правовая категория «ребенок» считается универсальной по следующим причинам: во-первых, содержание данного термина не только определяет возрастные границы в жизни человека, но и обозначает юридически значимые связи с родителями или лицами, их заменяющими; во-вторых, в некоторых случаях законодательство приравнивает к статусу ребенка лиц, достигших совершеннолетия, тем самым обеспечивая их повышенную социальную защищенность. Например, положения НК РФ указывают на льготу, выражающуюся в предоставлении родителям стандартного и социального налоговых вычетов в отношении детей, получающих среднее профессиональное и высшее профессиональное образование по очной форме обучения в образовательных учреждениях, в возрасте до 24 лет.

В наше время всеобщей компьютеризации, глобализации и акселерации очень многие молодые люди становятся взрослыми гораздо раньше, чем это было в предыдущие столетия. Это приводит к возникновению юридических и психологических моментов, которые связаны с тем, что подростки желают самостоятельно участвовать в заключении гражданско-правовых договоров, а также в полном объеме и по собственному усмотрению распоряжаться стипендией, заработной платой, а если это позволяют финансовые условия и собственные способности, то также вести собственный бизнес и принимать связанные с этим решения со всеми правовыми и фактическими последствиями, вытекающими из них.

С. В. Букшина в своей диссертации делает акцент на том, что эмансипация «это особый гражданско-правовой статус только отдельно взятой личности. В концепции С.В. Букшиной обоснованно подчеркивается, что эмансипация является не только основанием, в результате которого гражданин признаётся полностью дееспособным. Эмансипация возможна только при условии, что подросток достиг определенной степени физической и социальной зрелости. Определить данное состояние человека не всегда возможно без психологических экспертных исследований, наблюдений, судебно-психологических экспертиз.

Часто в жизни случается так, что девушки и юноши ощущают себя «взрослыми, самостоятельными, не нуждающимися в осуществлении родительской опеки и мелочного контроля». Но действительность далеко не такая радужная: они еще не достигли той степени социального развития, при которой суд может с уверенно провозгласить, что данный гражданин полностью осознаёт характер своих действий последствий и способен руководить ими.

Для признания эмансипации несовершеннолетний обязан предоставить в органы опеки и попечительства или в суд следующие документы: трудовой договор либо свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Но предоставление документов, оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства, отнюдь не значит, что несовершеннолетний может отвечать за совершаемые им поступки (в том числе проступки и преступления) перед окружающими людьми и законом.

Поэтому в целях полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств, свидетельствующих о возможности приобретения несовершеннолетним полной дееспособности, мне представляется вполне обоснованным мнение ученых, настаивающих, что необходимо установить судебный порядок эмансипации в качестве единственного на законодательном уровне.

Таким образом, эмансипация для несовершеннолетнего заключается в удовлетворении высших человеческих потребностей, согласно теории пирамиды потребностей А. Маслоу – в самоутверждении и самореализации. При этом суд должен быть уверенным, что у подростка к моменту рассмотрения дела сформировалась социальная зрелость.

А. КРУШЕЛЬНИЦКАЯ, специалист 1 разряда прокуратуры г. Алушты, студентка 1 курса ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Крымский филиал

Газета "Алуштинский вестник", №22 (1457) от 13.06.2019

 

 


Комментарии

Список комментариев пуст


Оставьте свой комментарий

Помочь может каждый

Сделать пожертвование
Расскажите о нас в соц. сетях